«Чужестранцы». Группа «Пикник» - о молодых рок-музыкантах и советах фанатов

Лидер группы «Пикник» Эдмунд Шклярский и бас-гитарист рок-команды Марат Корчемный в интервью корреспонденту SPB.AIF.RU рассказали о предстоящем концертном туре по России, отношении к рок-музыке и дали совет молодым музыкантам.

   
   

«Любое совместное выступление – головная боль»

Денис Приходько, SPB.AIF.RU: - Вашу новую концертную программу вы представите в петербургском БКЗ 11 октября. Далее последует большой тур. Раскройте тайну, чем будете удивлять публику?

Эдмунд Шклярский: - Для начала мы должны всё это посмотреть сами и не удивиться – главное, чтобы всё задуманное заработало. Мы будем тестировать нашу декорацию «механическая рука». Первый вариант был настолько большим, что мы поняли – не можем его собрать и вывозить. Он не поместится ни в самолеты, ни в поезда. Срочно приняли непростое решение делать второй вариант.

- Кто занимается у вас тестированием и изготовлением необычных и сложных конструкций для шоу?

Э.Ш.: - Наблюдаем и придумываем мы. Исполняет же наши фантазии Андрей – наш надежный соратник. Мы его обрели несколько лет назад, и он до сих пор с нами. Мучается и все воплощает в жизнь.

Марат Корчемный: - Там не простая цепочка. Есть же еще художники, которые живут в Колумбии, Уфе и Петербурге.

Э.Ш.: - Вообще самая большая сложность – поиск кадров. Найти в массе творческих людей тех, кто исполняет реальную задачу, - невозможно. Тех, кто может все это нарисовать и сделать. Хочется сказать, чтобы люди приобретали какие-то практические навыки, кроме фантазийных. Нужно уметь реально что-то делать.

   
   

М.К.: - Мы сейчас узнавали, что все студенты идут на каких-то экономистов, менеджеров. Но группе «Пикник» за всё время ни один экономист и менеджер не понадобился. Нужны были дизайнеры, умельцы. Те, кто способен что-то материализовать.

"Пикник" считают, что их нишу не так то просто занять. Фото: Концертное агентство NCA

- Будет ли в новой программе совместное выступление с кем-то?

Э.Ш.: - Не планируем. Любое совместное выступление – головная боль. Это все равно, что фестивальное выступление. Ты не знаешь, на какой звук ты придешь на сцену, что зазвучит. Любое вмешательство извне и накладки портят жизнь не только тем, кто на сцене. Но и зрителям. Возникают какие-то паузы.

М.К.: - Но все-таки происходят исключения. Это касается каких-то юбилейных концертов. Там без гостей не обойтись. Там главное - веселье.

- Сколько времени у вас уходит на подготовку нового шоу, чтобы в нем все было на своих местах и без заминок?

Э.Ш.: - Год. То есть, примерно, когда заканчивается гастрольный тур, мы с сожалением обнаруживаем, что ошибок больше не осталось.

М.К.: - Да, последнюю помарку мы сделаем на Камчатке, где мы будем с новой программой в мае, там всё и заканчивается.

- Вы эти ошибки сами подмечаете, или узнаете от поклонников?

Э.Ш.: - Мы видим те нюансы, которые не замечает кто-то другой. И слава богу. Мы знаем, как должно быть. Но иногда звучат со стороны странные мнения. К примеру, мы знаем, что играли недостаточно хорошо, но подходит человек и говорит, что мы играли под фонограмму. Этот случай был на каком-то фестивальном выступлении. То есть непонятно, какие он записи там слушал.

М.К.: - Да, а мы просто не попадали в ноты.

Чтобы адекватно относиться к своему творчеству, про него не надо слушать зрителя, как бы парадоксально это не звучало. Довольно часто у многих происходит, что человек приходит в гримерку и говорит, что вокалист на концерте не открывал рот – звучала фонограмма. Если мы будем слушать такие комментарии, то надо будет так открывать рот, чтобы задним рядам всё было видно. Мы прекрасно чувствуем эту ситуацию из глубины и корректируем, что нам важно.

- Существует ли сегодня различие публики в городах, где вы выступаете?

Э.Ш.: - Раньше в портовых городах публика была подвижнее, чем где-то в степи. Но сейчас это не так. С развитием интернета публика не разнится. Может быть, есть разница в городах, где мы никогда не выступали. Мы не знаем, какие наши песни там знают. Во время концерта и мы чему-то удивляемся. Это первое знакомство и, как правило, в каждом туре есть город, в котором бываем впервые.

- Какие ритуалы есть у группы «Пикник» перед концертом?

Э.Ш.: - В гримерке обязательно должен быть директор. Это для нас самое важное. Иначе происходит разброд и шатание. Также у нас в гримерке должна быть колбаса для наших друзей. Для них мы припасаем лакомства разного порядка, чтобы не пили натощак.

«Не даем себе расслабиться»

- Как вы думаете, почему ту нишу, в которой существует «Пикник», никто пока не занял?

Э.Ш.: - Это не так просто сделать. Мы же каждый год готовим для зрителей новую программу. Не даем себе расслабиться. Не каждому такая ниша даже интересна.

- Вы неоднократно выступали на рок-фестивалях. Существует суждение, что год от года на них выступают одни и те же исполнители. Как вы считает, это нормально, что новых туда практически не пускают?

Э.Ш.: - Не важно, какие исполнители, важно какие зрители. Ничего страшного в этом нет.

М.К.: - Мне странно слышать разговоры, когда говорят, что жанр умер, и там выступают одни и те же. Но решает же зритель. Если он любит ДДТ, и он хочет каждый год их слышать, значит - будет эта группа. У нас же не худсовет решает.

В БКЗ продолжаются эксперименты с проекцией к новой концертной программе. Фото: сайт группы "Пикник"

- На 21-ю пластинку «Чужестранец» вы собирали деньги на planeta.ru с помощью краудфандинга*. Почему решили попробовать такой опыт?

М.К.: - Краудфандинг – это не собирание денег на что-то, а привлечение внимания аудитории к тому, что ты что-то готовишь. Здесь нельзя говорить о том, что нам не дали бы денег, и мы не выпустили бы пластинку. Просто в этот момент мы привлекаем людей к соучастию. Также мы организуем конкурсы и распространяем книги, винил.

Мы тоже мотивируемся, когда видим живое внимание. Заряжаемся энергией того, что людям это надо. Например, книга о «Пикнике» тоже появилась благодаря planeta.ru.

- У Андрея Макаревича сорвалось несколько концертов, в том числе Самаре, Новосибирске, Петербурга. В 1983 году у вас тоже были проблемы с выступлениями. Можно ли сравнить ситуацию «Пикника» и лидера «Машины времени»?

Э.Ш.: - Нет. В 1983 году была не политическая ситуация, а экономическая. Был союз композиторов, которому не нравилось, что что-то дополнительное исполняется. Они стали ощущать это на своем кошельке, решив прекратить это, составив запретный список. В него попал и «Пикник».

М.К.: - Сейчас нас экономически запрещать просто никому неинтересно.

- Если вернуться к ситуации с Макаревичем, вы можете разделить мнение некоторых людей, что в России начали устанавливаться советские порядки?

Э.Ш.: - Мне кажется, что у одной страны на протяжении тысячелетий ничего кардинально не может измениться. То есть нужно смотреть не вперед, а взглянуть назад. Будет ясно, что это повторение, но только на несколько другом уровне. Общие черты никуда не денутся. То есть народ же не переделаешь. Надо просто перечитать историков и понять, что будет. Меняются только незначительные факторы.

«У молодых рок-групп нет магии»

- Приходится ли вам общаться с Ленинградским рок-клубом, в котором вы начинали?

Э.Ш.: - Мы вышли из ЛРК примерно в 1984 году. С тех пор мы знаем только, что есть такое название. Как может существовать организация, которая ничего не делает? К примеру, выйдет газета «Аргументы и факты», в которой будут пустые страницы. Это будет оригинально, но только один номер. Организация должна быть чем-то наполнена. Наверное, там собрались люди, у которых есть чувство ностальгии, которые наливают стакан чая и вспоминают былые подвиги. Но вообще, ради бога, пусть живут и процветают.

- То есть в плане развития молодых команд такая организация не нужна?

М.К.: - Молодым группам нужна аудитория. Если тебе нравится материал – ты слушаешь. Никакие клубы в данном случае не нужны. Люди не пойдут на группу, которая им не нравится. Путь же к сердцу слушателя лежит не через клуб. Может, он лежит через соцсети, радио, интернет.

- В одном из интервью вы давали совет молодым музыкантам: «можете не играть – не играйте». Этот путь действительно так сложен?

Э.Ш.: - Просто человек, который берет в руки инструмент, должен быть готов, что потом от него не избавится.

М.К.: - Даже если достигнуть определенных карьерных высот, это будет сниться. Особенно, если какая-то аудитория на это откликнулась.

- Почему за 10 лет в России не появилось новой «стадионной» группы?

Э.Ш.: - Я помню, что услышал по радиостанции группу The Beatles – в течение получаса была одна и та же песня. И мы слушали, потому что это было жизненно необходимо. Это был гипноз. Сейчас у новых групп есть качественный материал, но вот этой магии не хватает. Как только это произойдет – группа соберет стадион.

*Краудфа́ндинг (от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать интересные им проекты.