Его называли советским шпионом, духовным учителем и даже главой мирового масонства. Николай Рерих объединял в себе многое, но, в первую очередь, он был прекрасным человеком. 9 октября Санкт-Петербург отмечает 140 лет со дня его рождения. SPB.AIF.RU вспоминает наиболее интересные и неоднозначные факты из биографии Николая Рериха.
Еще в ранней юности Рерих мечтал стать художником с мировым именем. Спустя годы заветная мечта осуществилась. Николай Константинович по-настоящему оправдал свою фамилию, которая в переводе с древнескандинавского означает – «богатый славой». Рерих стал всемирно известным художником, общественным деятелем, философом, публицистом, ученым.
Студенчество и первые деньги
Молодость Николая Рериха начинается с определения своего жизненного пути. Его отец, Константин Федорович, служил в Петербурге нотариусом и настаивал на том, чтобы Николай, как самый способный их троих сыновей, продолжал его дело. Однако сам Николай Константинович придерживался другого взгляда на мир – он мечтал стать художником.
В 1893 году Николай Рерих поступил в Академию художеств (по своему желанию) и в Петербургский университет на юридический факультет (по настоянию отца). Распорядок дня Рериха-студента складывался примерно так: подъем в 9 часов утра, с 10 до 13 – занятия в Академии, с 13 до 15 – университет, с 15 до 17 – работа над эскизами, с 17 до 21 – вечерние классы и практические занятия в Академии, с 21 до 00 – чтение, литературная работа, встречи с друзьями, участие в студенческих кружках.
Несмотря на колоссальную нагрузку, уже в студенческие годы Николай Рерих стал задумываться о заработке – идти против воли отца и вместе с тем обращаться к нему за каждым рублем было неловко. В итоге Рерих принялся за то, с чего начинали многие русские живописцы, – за иконопись. Кроме того, молодой талант зарабатывал деньги и литературным трудом: он писал небольшие рассказы, очерки, сказки, стихи.
Николая Рериха можно было назвать богатым человеком, он был чуть ли не миллионером в самом начале самостоятельной жизни. Основными источниками доходов были гонорары за картины, монументальные росписи, иллюстрации, литературные произведения.
Рерих и мастер Куинджи
В 1895 году Рерих поступил в мастерскую Куинджи. Это событие имело огромное значение для молодого художника. Архип Иванович Куинджи, чья живопись была откровением для его времени, сумел увидеть и раскрыть в студенте яркую индивидуальность. Еще в ранние годы Рерих осознал, что цвет может воздействовать на психологию зрителя. Поэтому в его картинах нет унылых тонов, невыразительных красок. Большинство его произведений строятся на яркой цветовой гамме.
Куинджи оказал большое влияние не только на развитие таланта Рериха, но и на формирование его характера. Архип Иванович был настоящим примером для подражания: он прошел трудный жизненный путь от крымского пастушка до знаменитого художника, и, достигнув признания, не изменил скромного образа жизни – Куинджи всегда поддерживал неимущих учеников и жертвовал большие средства на нужды искусства.
Турне по Америке
Триумфальный путь Рериха в Америку начался с Европы. В 1918 году в Стокгольме открылась персональная выставка Николая Рериха, которая прошла с огромным успехом и дала настоящий старт в карьере художника: его приглашали в Финляндию, Норвегию, Данию, Англию, его картины покупали музеи и частные коллекции.
За художественным успехом в Европе последовало приглашение в Америку. В 1920 году в Нью-Йорке открылась первая выставка картин Николая Рериха из 175 полотен. Затем она переехала в Бостон, в Буффало, в Чикаго и еще в 25 американских городов.
Выставки Николая Рериха проходили в Америке с таким грандиозным успехом, какого там не знал еще ни один художник. Это было в буквальном смысле триумфальное шествие по стране. В каждом городе выставку посещали сотни тысяч зрителей. Их интерес к искусству Рериха был не случаен: в своих картинах («Идолы», «Варяжское море») он показал древний мир русской истории и фольклора, который не был известен американцам.
Экспедиция в Индию
В 1923 году осуществилась многолетняя мечта Николая Рериха – путешествие в Индию и Центральную Азию, которые интересовали его, прежде всего как ученого. Объезжая восточные страны, Рерих изучал быт народа, священные обряды, древние учения. Он видел йогов, заживо погребенных на многие дни в землю, встречал людей, способных останавливать собственный пульс.
Изучая древнюю культуру и современную жизнь Индии, художник настолько освоился с традиционным индийским мировосприятием, что его принимали за своего как простые люди, так и видные деятели страны. В печати Рериха неоднократно называли самым священным для индийцев именем – «Гуру», то есть «Учитель».
Огромный интерес вызывали в Индии выставки художника. В одном из писем отцу сын Рериха, Святослав Николаевич писал: «Народу идет масса. Прямо тысячи валят каждый час. Никто ничего подобного не видел. Все кругом запружено толпами».
Оккультизм и религия
Среди русской интеллигенции конца XIX – начала XX века наблюдалось сильное увлечение оккультизмом и спиритизмом, с чем Николай Рерих столкнулся очень рано. В Петербурге он неоднократно посещал спиритические сеансы, которые в обиходе назывались «столоверчением». К счастью, художник быстро осознал, насколько могут быть опасны «контакты с потусторонним миром», и выступил с резкой критикой сторонников медиумизма. Его жена, Елена Рерих, писала: «Вы правильно называете спиритизм и все занятия магией духовным развратом, ибо спиритизм есть насилие, есть открывание дверей темным сущностям из низших слоев Тонкого Мира и, конечно, так же как и магия, не может входить в эволюцию».
Кроме того, Николай Рерих считал вполне закономерными вопросы о бессмертии человека, о его скрытых психических силах, о космической эволюции человека. Но, обращаясь к таким проблемам, он апеллировал именно к науке, а не к мистике. Рерих писал: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди стараются».
С большим интересом он также изучал буддизм, ислам, трактаты китайских мыслителей Конфуция и Лао-Цзы. В индийских философских системах Рерих разделял некоторые распространенные представления о карме, нирване, перерождении, но давал им свою интерпретацию. Так, например, пассивному началу буддизма с его проповедью «нирваны» Рерих не придавал особого значения.
Николай Рерих жил в сложнейшую эпоху. Он был современником трех революций в России, пережил две мировые войны. Его глубоко волновали многие проблемы века – войны, безработица, упадок культуры. Именно поэтому, где бы он ни был, он всюду стремился создавать новые очаги искусства и науки: в 1923 году в Нью-Йорке открывается музей имени Н.К. Рериха, который впервые в Америке начал устраивать выставки бесплатно, а в 1930-е Рерих основывает в Индии Институт научных исследований – с его помощью была собрана богатая коллекция тибетских лекарственных трав.
В начале июля 1947 года Рерих тяжело заболел, а 13 декабря его не стало. Его похоронили в Индии как самого почитаемого и уважаемого деятеля страны. По индийскому обычаю тело Рериха было сожжено и прах его развеян с вершины высокой горы.