Один злобный зритель. Почему меня разочаровал фильм «Метро»

Кадр из фильма «Метро»

Санкт-Петербург, 13 марта - «АиФ-Петербург». Неужели российская индустрия высокобюджетного кино «поднимается с колен», как успели многие протрубить, подумал я.

   
   

Идея картины подкупает своей гениальной простотой. Если уж снимать фильм-катастрофу про Москву, то без метро не обойтись. Каждый житель столицы или другого крупного российского города, в котором есть метро, наверняка задумывается о безопасности этого, как принято считать, самого безопасного вида транспорта. И мысли эти далеко неспокойные – в 2010 году московское метро становится мишенью для террористов, растет там и число самоубийств. Вряд ли еще найдется место, где бы человек чувствовал себя так неуютно. Более того, не будет преувеличением сказать, что глубоко в подсознании подземка наводит на людей ужас. Естественная среда обитания человека – это поверхность земли, а под нее он обычно погружается уже после смерти, и то всего на 3 метра.

 

Кадр из фильма «Метро»

 

Поэтому снять фильм-катастрофу про метро – было отличным решением. А тут еще такой сюжет – не просто терпит крушение набитый битком поезд, Москва-река постепенно заливает тоннели кольцевой линии, так еще и виноваты в этом безобразии застройщики-рвачи, истыкавшие сваями весь Центральный административный округ столицы. Не об этом ли так долго предупреждали градозащитники и экологи? Техногенная катастрофа получилась с вполне отчетливым лицом – жадного и беспринципного строителя-капиталиста, которых так ненавидят москвичи, но любят московские власти.

Про идею понятно, теперь про содержание. Сюжетная линия вращается вокруг любовной истории. Как же без этого? Перед нами классический треугольник – Ирина (Светлана Ходченкова) разрывается между надоевшим ей мужем и по совместительству отцом ее ребенка Андреем Гариным (Пускепалис) и куда более привлекательным любовником Владом Константиновым (Анатолий Белый). Последний, кстати, как раз принадлежит к прослойке застройщиков-рвачей и в метро оказывается по пути на очередную сделку. При этом Андрей Гарин догадывается о шашнях супруги, но виду не подает, предпочитая разборкам с женой глушить коньяк на работе. Согласитесь, не лучшая характеристика для главного героя.

Позже выяснится, что избегание конфликтов – это фирменный стиль Андрея. Именно из-за своей противной до тошноты нерешительности (на этот раз не смог заставить наглого, но малахольного соседа отогнать машину на два метра в сторону, чтобы освободить выезд со двора) он вместе с дочкой и оказывается в момент катастрофы в метро, где уже едет его антагонист – Влад.

   
   

 

Кадр из фильма «Метро»

 

Неуверенность в себе и тотальную пассивность Андрей продолжает демонстрировать и в стрессовой ситуации катастрофы, когда от главного героя наоборот ждешь решительных действий, красивых и благородных поступков. Вместо этого Андрей сосредотачивается на спасении дочери, после чего отрешается от внешнего мира, идя на поводу у обстоятельств.

Это вдвойне странно, ведь в аннотации к фильму многозначительно говорится о том, что «Гарин сражается с катастрофой, пытаясь спасти оставшихся в живых пассажиров, в том числе и …любовника своей жены». На деле оказывается ровно наоборот. Это любовник гаринской жены спасает рогоносца от озверевшего пассажира, оглушая последнего ударом трубой по голове. Я до последнего ждал, что Гарин вернет должок спасителю, вытащит из-под завала или как-то иначе протянет руку в момент смертельной опасности. Но нет – маленькие подвиги достаются другим героям. Вместо этого Гарин читает своему сопернику нотацию, видимо, в этом и заключается спасение. Заканчивается разговор, естественно, мордобоем.

Может быть, задумка режиссера и состояла в том, чтобы сделать из мямли главного героя. Вроде как, более жизненно получается. Героев-то теперь днем с огнем не сыщешь. Но здесь сразу встает вопрос: зачем? Ведь фильм снят по голливудским канонам, где пропаганда героизма – это одна из главных задач кинематографа. Вспомните Сильвестра Сталлоне в фильме «Дневной свет» - наиболее близкий аналог «Метро» в Голливуде.

 

Кадр из фильма «Метро»

 

Но нет, особый русский путь и здесь дает о себе знать. Душевные терзания героев должны быть на первом плане. В итоге - на протяжении всего фильма сопли наматываются на кинопленку быстрее, чем вода затапливает злополучный тоннель. При этом выглядит вся эта эпопея крайне нереалистично: диалоги - искусственные, шутки – несмешные, характеры героев - не продуманы. Чего стоит только один неуклюжий толстяк Миша (Станислав Дужников), который, оказавшись на краю смерти, продолжает вести себя как клинический идиот. Собственно, с этой ролью – придурковатого Лени Воронина из одноименного сериала – актер Дужников неплохо знаком. Сценаристы «Метро» не дали ему проявить себя и здесь – он погибает также нелепо, как и появляется в фильме спустя всего 15-20 минут.

Пожалуй, самым трогательным в картине является эпизод, когда один из героев, скажем так, второго плана – молодой парень Денис (Алексей Бардуков), рискуя жизнью, ныряет в мутную бездну на поиски ингалятора для своей неожиданной спутницы Алисы (Катерина Шпица), задыхающейся в приступе астмы. Без таких эпизодов не обходится, наверное, ни один фильм-катастрофа. «Штамп», - скажут критики, но именно из таких «штампов» и строится настоящий экшн. Спросите у Кэмерона или Тарантино.

Заканчивается все тоже довольно уныло. Во-первых, кроме уже упомянутого Лени Воронина, тьфу (!!!), неуклюжего толстяка Миши, которого совсем не жалко, никто из главных героев не умирает. Смерть на экране, особенно героическая – во имя высокой цели или спасения чьей-то жизни - помогает зрителю пережить дополнительные глубокие переживания, смочить глаза скупой или не очень, кто как привык, слезой. Именно поэтому в фильмах-катастрофах не так много героев доживают до финальных титров, которые проходят под всхлипы наиболее сентиментальных зрителей. Вспомните «Армагеддон», «День независимости», «Столкновение с бездной». В «Метро» же из спасительного канализационного люка выползает все та же кампания, что и была в начале фильма, а с ними еще два МЧСника. Однако, сохранив жизнь главным героям, создатели фильма отыгрались на массовке – безымянные персонажи мрут бессмысленно и беспощадно целыми сотнями.

 

Кадр из фильма «Метро»

 

Развязка любовного треугольника тоже не удивила. Распутная Ирина, как и ожидалось, понимает, что разрушать семью ради любовника негоже и решает вернуться к мужу. Андрей Гарин вылезает из люка с видом обиженного героя (понятно, почему обиженного, но непонятно, почему героя), но при виде красавицы-жены быстро сменяет гнев на милость и запрыгивает с ней и дочкой в скорую, чтобы ехать на работу – наверное, коньяк пить. Любовник Влад, который в начале фильма хотел чуть ли не свататься к Ирине, еще под землей решает, что в гробу он видел любовницу и всю ее семью и, выползая наружу, садится в «мерседес», чтобы заключить очередной контракт, видимо, на застройку центра Москвы. Каждый остается при своем - Happy Еnd, семейные ценности и все такое…

  

Официальный постер к фильму