Недавно Сергей Перегудов получил высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит» за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Все мы прекрасные люди» Театра им. Ленсовета.
Победа - это остановка
АиФ-Петербург: - Сергей, вы - один из немногих молодых артистов, получивших награду. «Золотым софитом» в очередной раз отмечены наши мэтры, и без того увенчанные лаврами…
- Я люблю наших выдающихся мастеров, но, конечно, хочется, чтобы отметили молодых, дали им надежду, внушили уверенность в своих силах, которая так помогает идти дальше. Меня удивило, что многие лауреаты даже не пришли на «Золотой софит». На эту тему все бесконечно острили, но лично я был разочарован.
АиФ-Петербург: - А какие чувства испытывали, когда вас объявили победителем?
- Ощущение странное, ведь я привык готовить себя… к худшему. Это, по-моему, древняя мудрость. Да и полезно для личностного роста и существования: не надо завышать требования к жизни. Когда готовишь себя к плохому, хорошее будет неожиданным подарком. Наградам я предпочитаю радоваться не более одного дня, не питать в дальнейшем много иллюзий. Любая победа - это остановка. Когда у меня всё слишком благополучно, я начинаю тревожиться. Ведь благополучие сменится. Невзгоды, трудности и препятствия - обычные вещи. Надо легче, по-философски ко всему относиться, не впадать в панику.
АиФ-Петербург: - Вас наградили за роль в спектакле «Все мы прекрасные люди» по Тургеневу. На ваш взгляд, люди по своей сути действительно прекрасны?
- Да, но у каждого, как и в спектакле, своя правда. Каждый её доказывает, и никого нельзя упрекнуть. Своим спектаклем мы призываем людей слушать себя и других, толкаем на размышления. Театр должен заставлять задуматься. Пусть не прямо и буквально что-то в человеке изменится, но если косвенно, каким-то образом засядет и прорастёт, если человек поменяет своё отношение к жизни, это будет для нас победой.
Открытый город
АиФ-Петербург: - Вернусь к «прекрасным людям». Мне кажется, что на улицах Петербурга гораздо больше персонажей мрачных, даже агрессивных. У вас другое впечатление?
- На мой взгляд, здесь много людей, я бы сказал… безосновательно прекрасных. Им неважно, какая погода, с какой ноги встали, им вообще ничего неважно, они могут сеять светлое без всяких причин. Простой пример: тебе не просто подскажут дорогу, но могут и до места довести. Люди очень открытые. Везде такие есть, но в Питере их больше. Это один из ответов на вопрос - почему я не в Москве?
АиФ-Петербург: - Но теперь вы играете и в Москве, в знаменитом «Ленкоме». Как принимает столица?
- Я приглашён в спектакль «Испанские безумства» по пьесе Лопе де Вега «Учитель танцев». Играю того самого учителя - Альдемаро.
Принимают хорошо, мне нравится московский зритель. Но в Петербурге публика более непредвзятая и более требовательная. Её не проведёшь, она чувствует, где правда и искренность, а где - ложь. И всегда так было. Ещё Абдулов и Янковский говорили, что Петербург - это проверка. Если наш зритель принял новый спектакль, это дорогого стоит.
АиФ-Петербург: - В фойе вашего театра им. Ленсовета установлены стенды благотворительных фондов в помощь больным детям. Но некоторым зрителям это кажется неуместным: они считают, что театр, прежде всего, - праздник, и ничто не должно портить настроение. А ваша точка зрения?
- У нас есть артисты, которые разделяют позицию «некоторых зрителей». Но руководство театра - за стенды, мы будем заниматься благотворительностью, несмотря ни на что. И ручаемся, что все собранные средства доходят до детей. Но главная задача артистов - душевная поддержка, общение, внимание. Для детей радость - послушать рассказы про кино, театр, поучаствовать в тренингах. Я давно дружу с детским благотворительным фестивалем, езжу по разным городам, мы посещаем интернаты, реабилитационные центры, детские дома.
Сейчас многие артисты занимаются благотворительностью. В основном, по зову сердца. Но иногда на этом спекулируют, превращают добрые дела в пиар и моду. При этом кто-то правильно заметил, что тщательно скрывать своё имя, быть инкогнито - тоже не обязательно.
В каждом есть дракон
АиФ-Петербург: - В любом обществе всегда было и есть противостояние: художник и власть, художник и политика. Как вы ощущаете это сегодня?
- Считается, что артисты - аполитичны. Но некоторые мои коллеги, особенно московские, очень даже политизированы.
А я держу себя в стороне. Своё мнение имею, но не считаю, что могу им что-то изменить. Не говорю, что надо опускать руки и плыть по течению, но надо чётко обрисовать цель.
Друзья иногда спрашивают, могу ли я выступить против несправедливости? Ну, хорошо, я пересилю себя, найду внутренние мотивы, пойду, но обязательно появятся люди, которые всё испортят, и мои силы и время будут потрачены впустую.
А я ими дорожу. Зачем биться с ветряными мельницами, когда можно заняться профессией, семьёй, путешествиями. Да и нельзя сказать, что в нашей жизни всё плохо: нормально! Может, я не настолько глубокий человек, а может, наоборот, глубокий… Но если бы мне было безразлично, я бы уехал в другую страну.
АиФ-Петербург: - В своё время вы играли настоящего героя - рыцаря Ланцелота, победившего Дракона в одноимённой пьесе Шварца. Он бился за свободу народа, за его счастье. Такой герой становится всё более актуальным?
- «Счастье народное» - слишком расплывчатое понятие. А если человек одержал победу, ещё неизвестно, как это на него повлияет. Кого-то успех меняет так, что лучше бы его не было. И самое ужасное - человек своего перерождения не замечает. В каждом из нас есть дракон: сегодня человек выступает за чистое и светлое, а завтра оказывается на стороне зла. Мы ведь все живые, податливые. Нужно заниматься собой и пытаться стать «прекрасным человеком».
Смотрите также:
- Алексей Гуськов: Я изначально верю в доброе и хорошее в человеке →
- Константин Райкин. Россию вылечит... микробпо имени «театр» →
- Евгений Гришковец боится оказаться неуместным →