Александр Сокуров: «Запретных тем для художника не существует»

Александр Сокуров: «Я - сторонник общественной активности моих молодых соотечественников». © / Wikimedia commons

В эти дни автор «Тельца», «Молоха» и «Русского ковчега» является почётным гостем фестиваля «Окно в Европу», который проходит в Выборге.

   
   

- Александр Николаевич, недавно вы представили широкой аудитории выпускников вашей мастерской университета в Кабардино-Балкарии - молодых создателей фильма «Слухач». Что это за картина? 

- Это история о жизни молодого человека. Деревенский парень попадает в жернова Первой мировой. В 1916-м его бросают на фронт и в первом же бою он получает тяжёлое ранение - теряет зрение. Чтобы справиться, ему приходится пройти через невыносимые трудности. Неожиданно открываются и способности - поразительный слух. Слухачами в русской армии называли солдат, которые служили в войсках - прообразе нынешних ПВО. Они улавливали звуки на большом расстоянии и когда появлялись вражеские аэропланы, поднимали тревогу.  

Фильм не выспренный, не на котурнах, а построенный на эмоциях, переживаниях за судьбы этих солдатиков, большинство которых так и остались нас полях войны. Среди актёров тоже много обычных людей. Задействованы курсанты Нахимовского училища, горожане, а роль главного героя играет 14-летний воспитанник одного из детских домов Петербурга. Снимали преимущественно в Ленинградской области. Процесс шёл трудно, сейчас основная работа позади. В феврале следующего года картина должна быть закончена, и мы будем смотреть, как её оценят в международном прокате.

Ответственность перед страной

- А почему сразу за границу? Отчего первым делом не показать фильм в наших кинотеатрах?

- Потому что без международного представительства для российского кино сегодня будущего нет. Национальный прокат в стране по-прежнему отсутствует. Хотя я уверен: каждый фильм, сделанный в России, а особенно на средства государства, должен быть предъявлен отечественному зрителю. Телевидение тоже обязано показывать национальное кино. Люди должны видеть, какие темы выбирают авторы, оценить качество работы. Не только потому, что это бюджет, средства налогоплательщиков. Есть и моральная мера ответственности перед своей страной. К сожалению, добиться этого в нынешних условиях невозможно.

Нет и фильмов, отражающих федеральную природу нашей страны. У нас есть кино московское и чуть-чуть петербургское. В остальном закрыты почти все студии. С большим трудом существует «Ленфильм». Развивается только «Мосфильм» и крупные московские корпорации, которые поглощают большую часть средств, выделяемых Минкультом. Как член Совета по культуре при президенте я много раз заявлял, что решительно протестую против кинематографа, который не учитывает особенности регионов. Россия - огромная страна. Но нет кино, отражающего интересы и настроения людей, живущих, например, на Дальнем Востоке, Архангельске, Екатеринбурге. Это большой просчёт.

   
   

- Недавно среди ваших коллег развернулась полемика по поводу «госзаказа в искусстве». Как вы относитесь к этой проблеме? Ведь тот же «Слухач» создан и на средства Министерства культуры.

- Мы благодарны за грант, но суммы предоставлены небольшие, а для исторической картины, где много массовок, панорам, - даже скудные. Хорошо, что помог «Ленфильм», мой фонд (некоммерческий фонд поддержки молодых авторов «Пример интонации», создан в 2013 г. - ред.) Что касается госзаказа, повторю: материальная отчётность должна быть обязательно. Создателям картины надо понимать: они расходуют средства не министерства или лично министра, а тысяч людей, которые своим трудом наполняют казну. Поэтому надо уложиться в выделенные деньги, разумно их использовать и выполнить свою работу безукоризненно. Творчески же автор должен быть абсолютно свободным. Запретных тем для художника, его мышления не существует. Кроме пропаганды убийств, агитации за насилие над человеком. К сожалению, такой сюжет имеют сегодня 90% фильмов. Наше кино, как на наркотик, подсело на криминал.

Творчески же автор должен быть абсолютно свободным. Запретных тем для художника, его мышления не существует.

Не стать пошлыми и дикими

- Вы сказали, что посвятили работе с молодёжью в регионах последние семь лет жизни. Признались: для собственного творчества это удар, так как за последнее время ничего не снято. Но зачем вам, всемирно известному режиссёру, кафедра в далёком Нальчике, бесконечные тревоги и перелёты?

- Потому что ненавижу провинциализм, глухие ямы. Везде, где бываю, встречаю желание молодых людей выйти за рамки обыденности: стать лучше, учиться, более качественно обладать основами профессии. Я тоже на своём курсе ставил задачу сформировать у них такие навыки, заложить основы художественного мировоззрения, просвещенности. Также не меньше, чем на филологических факультетах Петербургского и Московского университетов, мы занимались русским языком и литературой. Ведь сегодня молодые люди мало читают, с гневом отрицают книгу, критически относятся к живому слову. Многие полагают, что визуальный язык это то, на чём можно построить произведение. Большая ошибка. Надо их убедить: не будут читать - станут дикими, пошлыми, причём с возрастом это только усугубится.

Многие полагают, что визуальный язык это то, на чём можно построить произведение. Большая ошибка. Надо их убедить: не будут читать - станут дикими, пошлыми, причём с возрастом это только усугубится.

- Вы даже как-то сказали, что работа с молодёжью должна стать нашей национальной задачей, приоритетной идеей.

- Если хотим сохранить своё культурное своеобразие, то должны способствовать, чтобы появлялись не копии (мои или других мастеров), а люди с независимым суждением - эстетическим, политическим, этическим. В этом плане не очень понимаю логику наших властей. Почему вместо того чтобы вести диалог, молодёжи не дают высказаться? Почему полиция так жёстко обращается с 16-17-летними, которые просто вышли на площадь? Они же хотят жить жизнью страны, разобраться, что происходит. Время, когда все сидели за забором, молчали и интересовались только своими заботами безвозвратно прошло. Я - сторонник общественной активности моих молодых соотечественников: человек не должен быть труслив, всего бояться. Наоборот, надо думать, размышлять, учить языки. Понимать, что Европа не враг, а сестра. Что ответственность каждого гражданина перед страной, в том числе, в качестве его жизни. Нам нужны сложные люди, а такие рождаются в молодых, неравнодушных организмах. И если мы эти характеры начнём подминать, многое потеряем.

Жестокая конкуренция

- Что же нужно сделать, чтобы молодёжь могла раскрыть свои способности?

- В кинематографе, например, необходимо избавиться от семейственности, сговоров, узлов, взаимовыгодных отношений… Ведь сегодня, чтобы дать молодому человеку с дебютом выйти в свет, надо пройти очень тяжёлый путь. И сколько талантливых людей погибает, не реализовываясь, - один Бог знает. Очень многие находятся в абсолютно безнадёжном положении. Поэтому призываю моих ровесников, московских опытных, богатых, состоятельных и состоявшихся коллег прекратить изъятие государственного кинематографического бюджета и отдать на два-три года все средства на продвижение работ, созданных молодыми. Относиться терпимо к этому процессу. Открыть молодое кино для России и мира.

Чтобы дать молодому человеку с дебютом выйти в свет, надо пройти очень тяжёлый путь. И сколько талантливых людей погибает, не реализовываясь, - один Бог знает.

- Но одно дело найти средства и совсем другое - талант, мастерство. Как же молодым стать настоящими профессионалами?

- В университете Кабардино-Балкарии, где была моя мастерская, делали всё возможное, чтобы подготовить специалистов высокого класса. Правда, не всё получалось. Не нашлось даже средств, чтобы послать студентов на стажировку в Петербург, когда я снимал «Фауста». А ведь в кинематографе, как нигде, важно соответствовать мировому уровню. Нельзя оправдывать себя тем, что ты из далёкого края. Потому что за рубежом большинство молодёжи, которая идёт в эту отрасль, очень хорошо подготовлены. У них отличная техническая база, они снимают при помощи высоких технологий, чего у нас часто нет. Наши выпускники должны понимать: в кино они попадают в условия чрезвычайно сильной, жесточайшей конкуренции. И если будем опираться только на собственное мнение и амбиции, мол, принимайте нас такими, какие есть, - не выиграем. А нужно побеждать. Поэтому необходимо овладевать современным профессиональным языком и не жалеть сил для постижения этой науки.