Без любви – неинтересно. Ирина Мазуркевич о страсти и звездных ролях

Карантин не означает простой. Роль внутри тебя зреет, живёт, наполняется новым смыслом. © / Валерий Гордта / Фото из архива Театра комедии им. Н. П. Акимова

27 марта - Международный день театра. Как театры Северной столицы пережили пандемию? Какими способами сегодня пытаются привлечь зрителя? И почему классика современна и в наши дни? Об этом мы побеседовали с народной артисткой РФ, актрисой Театра комедии им. Н. П. Акимова Ириной Мазуркевич.

   
   

Дыхание зала

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Ирина Степановна, коронавирус ударил по театрам особенно больно. Почти полгода они были закрыты, а спектакли шли онлайн при пустых залах. Каково это, играть без зрителей?

Ирина Мазуркевич: В создавшихся условиях - абсолютно нормально. Зрители тоже это понимали и, когда разрешили минимальную заполняемость, реагировали так, будто был аншлаг. Никто не сидел отстраненно, в ожидании, что его начнут развлекать. Видно было, что пришли потому, что соскучились по сцене, самой атмосфере, любимым актерам. Особенно приятно, что было много молодежи.

Кстати, санитарный карантин не означает творческого простоя. Даже если спектакли не идут, напряженная работа продолжается. Роль внутри тебя зреет, живет, наполняется новым смыслом. И сама постановка настаивается, как хорошее вино. Принес пользу и выход в интернет - это значительно расширило аудиторию. Каждый спектакль нашего театра, например, в онлайн-режиме в среднем посмотрели свыше трех тысяч человек. Сейчас ограничения снимают, зал почти полный, и это огромное счастье - чувствовать его дыхание, живую реакцию публики.

- Театру комедии больше 90 лет. Зритель знает, что, приходя на Невский, 56, увидит немало проверенной классики, сможет поразмышлять, посмеяться и поплакать. А как вы относитесь к тому, что сегодня Островского, Чехова, Шекспира перекраивают до неузнаваемости? Да еще на ведущие роли приглашают раскрученных блогеров и шоу-звезд?

- Вокруг рынок, вот и используются все возможности, чтобы любым способом привлечь публику. Конечно, с помощью рекламы, вливания денег, постоянного мелькания по телевизору можно сделать узнаваемым кого угодно. Но все равно - эта слава ненадолго. Люди знают цену настоящей литературе, драматургии - им есть с чем сравнивать. У нас, например, идут «Бешеные деньги» Островского. Текст не изменен, костюмы  XIX века, однако поставлено и сыграно так, что у зрителей ощущение, что все происходит сегодня. 

- Тем не менее вы не раз утверждали, что театр имеет право на эксперимент. Но как далеко можно зайти?

   
   

- Все зависит от задачи, которая ставится. Если движет желание  рассказать о том, что увидел, поднять проблему, которая тебя волнует, - это одно. А если  на первом плане - завоевать  повышенное  внимание,   вызвать  скандал, чтобы о тебе говорили - другое. Кроме недоумения и раздражения, это ничего не вызывает. К сожалению, сегодня «Сказка про голого короля» все чаще находит воплощение в реальной  жизни. В театре и кино есть много других сильных средств, провоцирующих ответную реакцию публики. Я, например, снималась, в фильме «Три сестры» Юрия Грымова. Там звучит музыка Pink Floyd и «Машины времени», говорят об интернете, сайтах, в руках - мобильные телефоны. Сестры - пенсионерки, «три старухи». При этом они все равно остаются чеховскими героинями, погруженными в мечты и иллюзии. Жизнь прожита, и их слова о любви звучат еще драматичнее и глубже. Не случайно многие зрители признавались, что в таком прочтении эта знаменитая пьеса стала им понятнее и ближе.

Его величество случай

- У вас тоже в репертуаре много ролей «про любовь». А как рассказать о чувствах, чтобы поверил целый зал?

С первых шагов в театре и кино мне повезло воплотить прекрасные женские образы. Боялась, что с возрастом их станет меньше, но этого не произошло. Наоборот, у меня сейчас несколько больших, настоящих ролей, где любовь предстает в разных видах.

Несостоявшаяся, страстная, взаимная… Ведь эта тема - самая дорогая в театре. О чем еще играть? Даже в пьесе, где на первом плане производство или политика, мы все равно ищем романтическую линию. Без нее неинтересно. «Любовь - самое замечательное, что есть в жизни, ради чего стоит терпеть саму жизнь», - говорит моя Китти в недавней премьере Театра комедии «Иллюзии любви». Полностью с ней согласна.

- У вас и семья была театральная (муж актрисы - н. а. России Анатолий Равикович, вместе прожили 30 лет. - прим.ред.). Как уживались две яркие личности?

- Когда я, 18-летняя, увидела 40-летнего Анатолия Равиковича, влюбилась в одну секунду. Теперь точно знаю, что любовь с первого взгляда существует. Но в быту вначале тяжело друг к другу приспосабливались. Ведь он привык к своей жизни, я тоже девушка с характером. У нас большая разница в возрасте, и муж мне во многом уступал, не спорил по мелочам. Притирались долго, однако даже речи не шло, чтобы разойтись. Были любовь, страсть, уважение, и просто не находилось почвы для ссор и обвинений. В семье никто не завидовал другому и не комплексовал из-за неудач. Впоследствии Толя написал книгу «Негероический герой», где честно рассказал и о наших отношениях.

- Ваша жизнь - яркое доказательство, как много в судьбе артиста значит случай. Приехав из провинциального Мозыря, вы уже в 16 лет снимались с Владимиром Высоцким, другими знаменитыми актерами. Потом работали в ведущих театрах страны. Разве не сказка?

- Очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Другое дело, что надо быть готовым к повороту судьбы, чтобы не пройти мимо. Я стала сниматься после первого курса Горьковского театрального училища в 15 лет. Сразу встретилась с Калягиным и Ясуловичем. Потом у Александра Митты - с Золотухиным, Петренко, Глузским, Табаковым. Правда, тогда их имена  мне мало что говорили, да и они никогда не демонстрировали своего превосходства, поэтому работать было легко и интересно.

Затем Театр им. Ленсовета в Ленинграде. Я выпускалась из училища, и именно в то лето председателем Государственной экзаменационной комиссии был Игорь Петрович Владимиров - главный режиссер театра. Он и пригласил меня в свою труппу. Играла вместе с Алисой Фрейндлих, Ларисой Луппиан, Боярским, Равиковичем. Потрясающие партнеры, так что я сразу была избалована общением с большими артистами.

Побежал - показался?

- «Вся жизнь - театр», а есть ли у вас жизнь за его пределами?

- Да, мне многое интересно и вне актерской профессии. Люблю на даче покопаться в земле, водить машину. Освоила компьютер, общаюсь с пользователями  в социальных сетях.Моя отрада - внуки. Матвею уже 11, Еве - 9. Мы с ними друзья. Постоянно переписываемся, встречаемся, играем.

Я довольно современная бабушка. Рада, что они любят читать книги, а не только пропадать в сети. Конечно, держу себя в форме, 2-3 раза в неделю обязательно хожу в бассейн. А вот диет особо не придерживаюсь, позволяю и шоколадки.

- Недавно Никита Михалков рассекретил доходы популярных актеров, снимающихся в кино. В день за смену - 100-300 тыс. руб. Однако в театре, говорят, зарплаты в разы меньше. Не обидно?

- Считаю, грех жаловаться. Оклады, действительно, совсем небольшие, но к ним идут надбавки. Периодически поступают приглашения и в телевизионные проекты, случаются гастроли. Нам, работающим в государственном театре, в целом легче, чем, скажем, в антрепризе. Равик (А. Равикович), например, с успехом играл в антрепризном театре Леонида Трушкина. Спектакли там прекрасные, но финансово все сложно - тяжело оплатить аренду, декорации, склады.

В непростом положении сегодня и детские, кукольные, частные коллективы. У нас молодые артисты приходят на довольно скромные зарплаты, но отсева почти нет. Значит, видят будущее, перспективу. Получается хороший сплав творчества, опыта и молодости.

- В последнее время с высоких трибун все чаще говорят о том, что репертуарных, государственных театров у нас слишком много. Что их нужно, по примеру музеев, в бóльшей степени переводить на самоокупаемость. Что вы думаете по этому поводу?

- Репертуарный театр должен существовать обязательно. Ведь у него совершенно другой подход. Там люди растут творчески, профессионально. Режиссер думает о том, как и что артист будет играть в текущем и следующем сезонах, какие роли для него более значимые.

А не то что актер побежал, показался в разных местах… Чтобы держался качественный репертуар, театр должен быть детищем определенного режиссера. В Ленинграде все знали Владимирова, Товстоногова, Райкина, Агамирзяна. И сегодня есть очень талантливые, яркие руководители. Конечно, нужна и соответствующая драматургия. Сейчас тяжело найти пьесу современных авторов, которые бы чувствовали жизнь, как в свое время Вампилов, Гельман, Рощин. Спасает классика, которая и в XXI веке звучит злободневно. Ведь люди приходят в театр за ответами на важные для себя вопросы. И артист, который стоит перед ними на сцене, делает все, чтобы они их получили.