Елена Образцова — российская меццо-сопрано, народная артистка СССР, родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. В ее концертном репертуаре были произведения более 100 композиторов XVIII-XX веков.
SPB.AIF.RU вспомнил 10 запоминающихся высказываний оперной певицы, прозвучавших в интервью журналистам еженедельника «Аргументы и факты» Елене Петровой и Ольге Шаблинской.
О музыкальном образовании
- Видимо, пришло поколение педагогов, которые на сцене никогда не пели, и вот - все они профессора и учат всякой глупости. И жутко преподают иностранные языки! Слушаешь французский, итальянский молодых исполнителей, и волосы дыбом становятся. А мы в своё время стали преподавать после того, как много лет пели в опере.
О карьере
- Молодым сейчас гораздо легче пробиваться, чем было нам. Но я-то никогда не пробивалась. Лишь занималась, как сумасшедшая: много читала, учила, слушала. Всё делала, чтобы выразить то, что из меня рвалось, из моей души.
Сейчас многие учатся для того, чтобы сделать карьеру. Мы об этом не думали, и слова даже такого не знали, да и о деньгах не мечтали. Однако какие бы ни настали времена, достижение результата - большой труд. Быстрый успех, «бла-бла-бла», быстро и проходит.
О модернизации оперы
- Считаю, что это преступление против оперы. И против публики. Люди это делают или от бездарности, или от наглости, или от того, что ничего не знают. Но бороться с этой тенденцией не надо - всё ненужное само отвалится.
Режиссёров, которые поганят классику, нужно из театров гнать метлой. Они разрушают оперу или специально, или - по серости. Это всё равно что подойти к полотну Рафаэля и пририсовать Мадонне усы.
О радости жизни
- Если прекращу радоваться жизни, значит, пора будет умирать. Человек живёт, пока он любит.
О музыке
- Вот иногда спрашивают, не надоела ли мне опера? Это всё равно, что спросить - вам надоел Бог? Музыка и Бог - это одно и то же.
О роли Кармен
- Образ почему-то не давался, я всё думала, какая она, Кармен, чего в ней больше. Спросила у Франко Дзеффирелли и вдруг он меня в плечо как укусит! Довольно сильно, потом несколько дней болело. Сначала я опешила, а затем поняла: она – чёрная партера, не знающая пощады. Потом критика писала, что такой экспрессии они еще не видели.
О Божьем даре
- Если человек обладает Божьим даром - у него никогда никаких препятствий нет. Но нужен не только голос, а и желание учиться, знание литературы, истории, живописи, я уже не говорю о музыке. Надо много читать, а современная молодёжь этого почти не делает. Если на сцену выходит человек даже с хорошим голосом, но пустой внутри, его и не слушают. Надо много знать, пережить, увидеть.
О блокаде
- Эти воспоминания навсегда со мной. Дед помер в блокаду... Рядом с нами была больница, туда свозили трупы. Горы трупов... Сначала было страшно, а потом привыкли. Улицы, конечно, не убирались. Счастье, что Господь дал тогда 40-градусные морозы и по городу не разнеслось никакой заразы. Поначалу при воздушной тревоге мы бегали в бомбоубежище, перескакивая через трупы на лестнице, а потом уже и не ходили никуда, тоже привыкли, сидели дома и не прятались.
Голод был страшный. Всё, что было из натуральной кожи, — ремни и прочее — варили и ели. Но я очень хорошо помню, как моя бабуля, получая 100 г хлеба на сутки, сумела сохранить кошку... Кенка её звали... Я и сейчас кошек и собак на улицах подкармливаю.
Однажды мы ехали на трамвае, и он вынужден был остановиться: из здания, где была мукомольня, тянулась к Неве целая река крыс — пить воду. Крыс было ужасающе много, и они были такие злые... Да и после войны этих тварей хватало, моя сестра порой в обморок падала от их количества...
О социальном неравенстве
- Жуткое расслоение в России! Тем, у кого деньги есть, ещё больше их хочется. Как остальные существуют, их не волнует. Когда видишь, как живут простые люди, жалость чувствуешь и обиду за них, страдает сердце... Я смотрела как-то телепередачу: репортёр ездил по стране и разговаривал со старушками, которые живут на пенсию. «Ну как, вам достаточно денег?» И все бабки в один голос говорили: «Да, да, нам хорошо. У нас огородик». «Но вы же ничего не можете купить», — удивлялся корреспондент. «У нас всё уже есть, мы донашиваем», — отвечали они. А к одной бабушке журналист пристал намертво: «А если всё-таки прибавить к пенсии, сколько бы вы хотели?» «Ну, рублика три». Ой, я ревела, долго не могла прийти в себя... Три рубля надо добавить старушке, чтобы могла нормально существовать... Как живут наши люди!
Страшно! Давно надо подумать правительству: пенсии должны быть такими, чтобы на них можно было хотя бы питаться и лекарства купить. А ещё ужасно: у нас люди даже боятся сказать, что им не хватает на жизнь. Это рабство — у нас в крови. Лучше промолчать, потерпеть. Страх людям вдолблен в головы на генетическом уровне...
О правилах жизни
- Чем дольше живёшь, тем больше мудреешь и ценишь вещи, которых в молодости не замечаешь. Я счастливый человек — Господь мне ещё даёт возможность петь, мы вместе с дочерью Леной даём концерты. Я всегда говорю: живите каждый день! Ежедневно Господь даёт нам задания и смотрит, как мы реагируем. Отец меня научил: каждый вечер, когда ложишься спать, всегда думай, что ты за день сделала: кого обидела, перед кем надо извиниться, чтобы завтра уже плохого не совершить. С детства так и делаю. Надо ложиться спать с чистой совестью. И вообще, в жизни после себя надо оставить обязательно добро...
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.