«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника

«Богоматерь с младенцем» (1885 год)

 «Вышло нечто, от чего могут глаза разгореться»,  - писал об этой иконе художник  Михаил Нестеров, отмечая, что в образе Богоматери чувствуется «чрезвычай­ная напряженность, граничащая, быть может, с экзальтацией».

   
   

Икона была написана 27-летним Михаилом Врубелем для Владимирского собора в Киеве. Эту работу ему предложил преподаватель Императорской Академии художеств Адриан Прахов. В Петербурге тот искал художника, который «согласился бы приехать в Киев и написать за 1200 рублей, со своими материалами, на цинковых досках четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле». Молодой мастер, подрабатывавший в те годы репетиторством, был счастлив взяться за это дело.

Врубель, «Богоматерь с младенцем», фрагмент, 1885 Фото: Commons.wikimedia.org

В Киев он приехал в мае 1884 года и приступил к работе. По воспоминаниям очевидцев, художник не на шутку увлекся супругой Прахова – 32-летней Эмилией Львовной, матерью троих детей. Чертами ее лица он наделил Богоридицу. Лик же Христа-младенца были списаны молодым художником с младшей дочери Прахова.

Были ли чувства Михаила и Эмилии взаимными  - сейчас сложно судить. По некоторым данным, они вели переписку. Письма художника после смерти матери уничтожила младшая дочь Праховой – Ольга.

В ноябре 1884 года художник отправился в Венецию, где продолжил работу над иконой.

Сохранилась история, когда Врубеля в итальянской мастерской навестил художник Николай Мурашко. Узнав в образе Богоматери их общую знакомую, он сказал: «Вы дали ей другое выражение; в натуре это неудержимая крикуха, а у вас — кроткое, тихое выражение». Это задело влюбленного мастера, который сразу же выпалил: «Разве она крикуха? Нет, это вы её не знаете. Видимо, у нас от одного и того же субъекта были различные впечатления».

Вернувшись из Венеции, по слухам, Врубель сразу же сделал предложение Эмилии Львовне, несмотря на ее социальный статус. Такое неожиданное поведение несколько смутило чету Праховых, но они не отказали Михаилу в праве посещать их дом.

   
   
Супругой же Врубеля стала Надежда Ивановна Забела Фото: Commons.wikimedia.org

«Девочка на фоне персидского ковра» (1886 год)

В августе 1886 года Михаил Врубель писал из Киева своей сестре: «Я пишу очень красивый этюд с девочки на фоне бархатного ковра — вот твои двадцать рублей и помогут мне его окончить спокойно; вероятно, удастся его продать руб. за 200—300»

В настоящее время портрет находится в собрании Киевского музея русского искусства. Фото: Commons.wikimedia.org

На картине художник взялся запечатлеть Марию, старшую дочь Георгия Дохновича, одного из владельцев местного ломбарда, в который он часто любил заходить.

Художник захаживал туда не только с целью получить ссуду в залог своих работ, но и посмотреть на диковинные вещи, которые туда сдавали клиенты. По воспоминаниям его знакомых, художника больше всего привлекали драгоценные камни, которые он мог разглядывать очень долго. Критики отмечают, что именно в этот период на его полотнах  появляются тона, цвета рубинов и топазов - темно-вишнёвые, лиловые, синие и золотые.

Любопытно, что портрет Марии не понравился ее отцу, и он не стал покупать картину. В итоге полотно было выставлено на аукцион, где его за 300 рублей приобрел коллекционер Иван Терещенко.

В настоящее время портрет находится в собрании Киевского музея русского искусства.

«Демон сидящий» (1890 год)

«Полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», - так описал образ на этой картине Михаил в письме 22 мая 1890 года.

К «демоническому» Врубель обратился благодаря проекту братьев Кушнерёвых и художника Петра Кончаловского, которые задумали издать юбилейный двухтомник сочинений Михаила Лермонтова. Иллюстрации для книг должны были создать 18 художников, в числе которых были такие «величины» мира искусства, как Репин, Шишкин, Айвазовский, Аполлинарий Васнецов и другие. Пригласили к работе над проектом и малоизвестного на тот момент Михаила Врубеля. 

Работая над книгой, художник создал 30 иллюстраций, большая часть которых относилась к поэме «Демон». Любопытно, что после того как двухтомник увидел свет, многие критики ополчились на Врубеля, критикуя за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

В этот же период живописец создал в доме Саввы Мамонтова полотно «Демон сидящий», который станет самым известным из врубелевских Демонов.

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый», - так писал о герое своей картины сам художник.

Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели.

В настоящее время холст экспонируется в Третьяковской галерее в Москве.

К «демоническому» Врубель обратился благодаря проекту братьев Кушнерёвых и художника Петра Кончаловского. Фото: Commons.wikimedia.org

«Принцесса Грёза» (1896) 

Панно было создано на сюжет драмы Эдмона Ростана, которая в русском переводе получила название «Принцесса Грёза». Романтическая история стала очень популярна после премьеры пьесы, которая прошла в Петербурге в январе 1896 года. 

Именно сюжет этой драмы и выбрал Врубель для огромного панно, которое должно было быть представлено на Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации Николая II. Также для этого мероприятия художник создал еще одно огромное полотно на былинный сюжет «Микула Селянинович».

К сожалению, увидев эскизы, члены членов Императорской академии художеств пришли в бешенство, не рекомендовав выставлять эти работы на выставке.

В своих воспоминаниях Константин Коровин, товарищ Врубеля, вспоминал, что Савва Мамонтов сделал для этих полотен вне выставки балаган, но публике они не понравились

«Что за озлобленная ругань и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича. Я поражался, почему это, что, в чем дело, почему возбуждают ненависть эти чудные невинные произведения. Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось. Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни. Такие милые шутки жизни не проходят даром, и Михаил Александрович стал попивать вино», - писал художник Коровин.

В настоящее время «Принцесса Грёза» считается одним из самых знаменитых панно, которое экспонируется в Третьяковской галерее.

Панно было создано на сюжет драмы Эдмона Ростана. Фото: Commons.wikimedia.org

«Царевна-Лебедь» (1900 год)

Это была любимая картина Александра Блока, репродукция которой украшала кабинет поэта в Шахматове. Считается, что именно это полотно подтолкнуло поэта на создание стихотворения с подзаголовком «Врубелю». В 1910 году после смерти художника Блок написал: «С Врубелем я связан жизненно…»

Картина поступила в ГТГ в 1910 году по завещанию М. А. Морозова. Фото: Commons.wikimedia.org

Но десятью годами ранее, в 1900, картина впервые была представлена на суд зрителей.

Пленительный образ птицы с ликом девы художник создал на хуторе своих родственников, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии. Считается, что на создание картины Врубеля вдохновила премьера музыкальной драмы, в которой партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.

Впервые художник и его муза встретились в 1896 году. Знакомство состоялась после русской премьеры оперы-сказки «Гензель и Гретель», в которой Надежда исполняла роль сестры. Художник был пленен голосом юной девы и чуть ли не сразу сделал ей предложение. Забеле в тот момент было 28, а Врубелю – 40 лет.

Несмотря на то, что Забеле знала, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», она дала согласие. 28 июля этого же года в одном из соборов Женевы состоялось их венчание.

Исследователи творчества Врубеля ставят под сомнение тот факт, что именно свою супругу живописец использовал как модель для этой картины. В лице сказочной царевны помимо черт Забелы они видят сходство с его давней возлюбленной - Эмилией Праховой.

Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь. Фото: Commons.wikimedia.org

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.