Князь Александр Васильчиков, секундант поэта, вспоминал Михаила Лермонтова как человека, в котором уживались две личности: большинству знакомых он представлялся заносчивым, и лишь близкие друзья знали его как ранимого и добродушного. Именно эта внешняя «задиристость» и умение иронизировать над другими «помогали» Лермонтову пополнять число своих врагов. Дуэль 15 (27) июля 1841 года, в которой поэт получил смертельную рану, была не первой в его жизни. За год до этого он дрался на шпагах с сыном французского посла Эрнестом де Барантом.
SPB.AIF.RU вспоминает историю поединка на Парголовской дороге, который завершился бескровно, но повлек за собой скандал в обществе.
«Выговоров и советов не принимаю»
Особняк Лавалей на Английской набережной был одним из центров культурной и общественной жизни Петербурга. Его хозяевами были сотрудник министерства иностранных дел Иван (Жан) Лаваль, мигрант, приехавший в Россию в начале Французской революции, и его супруга Александра, дочь известного миллионера Ивана Мясникого. Их литературно-музыкальный салон был местом притяжения представителей политической элиты, известных деятелей культуры и просто членов богатых уважаемых семей.
16 февраля 1840 году на балу у графини Лаваль произошел неприятный эпизод, который повлек за собой светский скандал. Словесная перепалка между поручиком лейб-гвардии гусарского полка Михаилом Лермонтовым и сыном французского посла при дворе Николая I Эрнестом де Барантом стала причиной дуэли.
По воспоминаниям очевидцев, Барант обратился к поэту с вопросом, правда ли, что в разговоре с известной особой он говорил о нем невыгодные вещи. Лермонтов отрицал, но Эрнест ему не поверил. В итоге поэт выпалил: «Выговоров и советов не принимаю и нахожу ваше поведение весьма смешным и дерзким». После чего Барант предложил ему встретиться у барьера.
Следующая их встреча была намечена на 18 февраля. Лермонтов оставил право выбирать оружие за французом. Когда секундант Михаила - Алексей Столыпин, известный под прозвищем «Монго» - приехал поговорить об условиях дуэли, то де Барант выбрал холодное оружие. В итоге было решено, что поединок начнется на шпагах до первой крови, а потом — на пистолетах.
18 февраля оружие к месту дуэли за Черной речкой привезли секунданты – шпаги принадлежали д’Англесу, а пистолеты Столыпину. Правда, после первого же выпада у шпаги Лермонтова переломился конец, и противники взяли в руки пистолеты. Первым прогремел выстрел француза, затем стрелял Лермонтов.
Позже в своих показаниях по случаю дуэли Столыпин говорил: «Направление пистолета Лермонтова при выстреле я не могу определить и могу только сказать, что он не целился в де Баранта и выстрелил с руки. Де Барант… целился».
Повторная дуэль
После того, как противники разошлись, не причинив друг друга вреда, в обществе информация о дуэли стала обрастать всевозможными слухами, которые в итоге дошли до командира лейб-гвардии гусарского полка генерал-майора Плаутина. В итоге Лермонтов был арестован и предан военному суду. Стоит отметить, что для молодого француза стычка не повлекла за собой неприятных последствий, кроме едких комментариев, которые иногда можно было услышать в свете. Сыну дипломата не понравилось, что все говорят о «благородстве» Лермонтова, который специально стрелял, не целясь. В итоге тот даже поехал на встречу к поэту на Арсенальную гауптвахту, чтобы получить разъяснения. Правда, эта тайная встреча чуть не закончилась новым обвинением для Лермонтова, которого попытались уличить в провокации.
Сохранились его показания, которые он был вынужден дать после «свидания» с Эрнестом:
«Я спросил его: правда ли, что он недоволен моим показанием? Он отвечал: „Точно, и не знаю, почему вы говорите, что стреляли не целя на воздух“. Тогда я отвечал, что говорил это по двум причинам. Во-первых, потому, что это правда, а во-вторых, потому, что я не вижу нужды скрывать вещь, которая не должна быть ему неприятна, а мне может служить в пользу; но что если он недоволен этим моим объяснением, то когда я буду освобожден и когда он возвратится, то я готов буду вторично с ним стреляться, если он этого пожелает».
Но его собеседник не выразил желания повторять ситуацию: сказал, что удовлетворен объяснением и уехал.
После бретёры не видились. Вскоре Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который отправлялся на Кавказ.
Причины дуэли
Среди поводов, которые могли вызвать конфликт двух мужчин, историки называют, как спор о смерти Пушкина, так и любовный треугольник, в котором была замешана Мария Алексеевна Щербатова, увлекшая как поэта, так и сына дипломата.
В своих «Памятных заметках» Николай Смирнов открыто писал, что Лермонтов «влюбился во вдову, княгиню Щербатову, за которой волочился сын французского посла».
Долгое время в ходу была версия, что поводом для поединка стало неоднозначное четверостишье, которое Лермонтов адресовал даме. Правда, это опроверг его бывший одноклассник Александр Меринский. Он утверждал, что к Баранту оно не могло иметь никакого отношения, так как было написано намного раньше - еще в юнкерской школе.
Правда, другие знатоки ситуации писали, что во всем были виноваты выразительные глаза мадам Бахарахт, жены русского консула в Гамбурге.
«Произошла дуэль очень замечательная, потому что один из противников — сын посла, а другой — офицер лейб-гвардии гусарского полка... Героиней, или вернее причиной дуэли, была, говорят, мадам Бахарахт, не в обиду ей будь сказано, так как она ничего не знала, и оба молодца вызвали один другого, хотя она ни одному из них не давала повода, — несмотря на это злые языки и сплетницы захотят вышивать по этой канве», - писал в своем дневнике Логгин Голенищев-Кутузов.
Смотрите также:
- Ревность, честь и политика. Из-за чего устраивали дуэли в царской России →
- Гений или посредственность. Неизвестные страницы жизни Михаила Кутузова →
- Кто опередил Зорге →