Мадонны Да Винчи увидят мир. Шедевры из Эрмитажа отправят в путешествие

В этом году главный музей страны  - Эрмитаж - празднует свое 255-летие. Его история началась в 1764 году, когда императрица Екатерина II купила 317 ценных картин у берлинского купца Гоцковского, а потом и еще несколько собраний живописи.

   
   

Сначала полотна размещались в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже (от фр. ermitage - место уединения), отсюда и появилось название будущей сокровищницы искусств. В 1852-м коллекция разрослась, и был сформирован, а затем открыт для публики Императорский Эрмитаж. Сегодня в его залах сосредоточено около трех миллионов произведений мировой культуры. Чтобы осмотреть все, потратив на каждый экспонат минуту, понадобится пять лет! В год дворец посещают свыше 4 млн человек.

Шедевр да Винчи

Одной из самых ценных и уникальных картин в коллекции Эрмитажа считается работа итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». В эти дни мир отмечает 500-летие со дня смерти выдающегося итальянца. И петербургский музей не остался в стороне от этого события. Впервые за 30 лет полотно вывезут из Эрмитажа - произведение искусства отправится в итальянский город Фабриано.

«Мадонна» сдавалась в аренду лишь трижды с момента ее приобретения Эрмитажем при царе Николае II: в Париж в 1935 году, в Вашингтон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес в 1979-м и во Флоренцию в 1984-м. Считается, что из станковых работ Леонардо сохранилось 15 картин. Пять из них - в Лувре, три - в галерее Уффици, и две в Эрмитаже. Поэтому в преддверии 500-летия со дня смерти гения между лучшими музеями мира велось активное состязание за них.

Эрмитаж остановил свой выбор на музее Фабриано неслучайно: в июне ЮНЕСКО проведет там большую конференцию, в которой примут участие 180 международных делегаций. В честь этого события «Мадонну Бенуа» выставят в Общественной пинакотеке Бруно Молайоли с 1 по 30 июня. После Фабриано шедевр переместится в Перуджу, где будет демонстрироваться в Национальной галерее Умбрии с 4 июля по 4 августа.

«Мадонна Бенуа» считается первой из наиболее значимых самостоятельных работ Леонардо в период, когда он отходит от стиля своего наставника Андре дель Верроккьо (да Винчи написал ее в 26 лет, в 1478 году. - Ред.). Историки установили, что при написании шедевра художник впервые за эпоху Возрождения использовал масляные краски. У нее интересная история. Картина принадлежала семье придворного архитектора Леонтия Бенуа, к жене которого перешла по наследству от отца, купца и мецената Сапожникова. Как точно она попала к купцу, доподлинно неизвестно. По одной из версий, Сапожников приобрел ее у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где у него был рыбный промысел.

В собрании семьи Бенуа полотно появилось в 1908 году, а шесть лет спустя, когда картина была выставлена на продажу, за нее торговались лучшие музеи мира. Эрмитаж тоже назвал цену, но уступающую остальным предложениям. Однако вдова архитектора Бенуа - как и вся Россия - мечтала, чтобы картина осталась в нашей стране. И согласилась на меньшую стоимость. Так «Мадонна с цветком» стала «Мадонной Бенуа» и заняла в музее свое место.

   
   

Заплаченная за нее сумма - 150 тысяч рублей (400 тыс. долл. в эквивалентном переводе на данный момент. - Ред.) оставалась рекордной для произведений искусства вплоть до 1960-х годов.

Тайна «Мадонны Литта»

Отправится в путешествие и второй эрмитажный шедевр кисти Леонардо да Винчи - «Мадонна Литта». Эта картина станет центральным экспонатом выставки «Вокруг Леонардо. Мадонна Литта и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли с 8 ноября 2019-го по 10 февраля 2020 года.

Произведение искусства попало в Петербург в 1860-е годы, когда император Александр II купил его у итальянского коллекционера Литта, - по фамилии миланского герцога и была названа картина. Шедевр был в ужасном состоянии, и российские мастера срочно провели его реставрацию, перенеся изображение с дерева на холст. Процедура оказалась непростой, поскольку для работы да Винчи использовал специальный клей из частиц козьего пергамента. В настоящее время «Мадонна Литта» считается одним из главных произведений Леонардо, несмотря на то, что, по мнению некоторых искусствоведов, да Винчи написал только голову Мадонны, а остальные элементы дорисовали ученики.

Посетители Эрмитажа по сей день пытаются разгадать тайну авторства картины, подолгу всматриваясь в холст. 50 лет назад советские режиссеры Коган и Соловьев установили за полотном скрытую камеру и сняли фильм, показывающий, как меняется выражение лица человека при изучении картины. Впоследствии они показывали ленту студентам на занятиях по искусству съемки документального кино.

Ученик превзошел учителя

Леонардо появился на свет в маленькой тосканской деревушке Анкиано, пригороде местечка Винчи, недалеко от Флоренции. В итальянском языке da означает место рождения - фамилии у Леонардо не было, так как он не был аристократом. Но отец дал ребенку, рожденному от крестьянки, домашнее образование, полагающееся только детям богатых горожан. Заметив, что мальчик увлеченно рисует и лепит фигурки из глины, отец направил его в обучение к художнику - Верроккьо.

Из его мастерской вышли такие таланты, как Перуджино и Сандро Боттичелли. Леонардо недолго проучился у Верроккьо. Работая над сценой Крещения Христа, старый мастер поручил молодому художнику написать фигуру ангела, держащего одежды Иисуса. Увидев работу подмастерья, он понял, что юноша превзошел его, и не захотел больше брать в руки кисть.

Наследие Леонардо не столь велико, но его немногочисленные (и даже порой незаконченные) работы оказали огромное влияние на всю последующую живопись: знаменитое сфумато (размытие цвета, создающее эффект присутствия воздуха), кьяроскуро (фокус на объекте благодаря использованию контрастной светотени), воздушная перспектива - Леонардо применяет эти приемы первым.

Он был гением во всем - одновременно занимался анатомией, биологией, инженерным делом, механикой и считал себя скорее ученым, нежели художником. Да Винчи строил фортификационные сооружения, проектировал летательные аппараты, первым придумал ножницы, вертолет, винтовку, танк, парашют, разводной мост, батискаф, разработал идею самодвижущейся повозки, которая приводилась бы в движение пружинным двигателем, а придуманный им водолазный костюм предполагал две системы снабжения воздухом! Сегодняшний мир, безусловно, был бы другим, если бы более 500 лет назад не родился да Винчи.

Малоизвестные факты о Леонардо да Винчи

Знаменитая «Тайная вечеря», которую Леонардо написал для трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, - не фреска. Фреска пишется по сырой штукатурке, художник же работал масляными красками по сухой.

Именно Леонардо изобрел велосипед. Его концепция двухколесного транспортного средства ничем не отличается от современных моделей.

Гений виртуозно играл на lira da braccio (семиструнный музыкальный инструмент, прообраз современной скрипки. - Ред.).

Самым впечатляющим проектом да Винчи должна была стать конная статуя миланского герцога Франческо Сфорца - он сделал для нее полноразмерную модель высотой 7,3 м. Но французы заняли Милан, герцога выгнали, а модель разрушили.

«Атлантический кодекс» - манускрипт Леонардо, состоящий из 1119 страниц, содержит записи и чертежи. Хранится в Милане.

Возможно, Леонардо был вегетарианцем. На это указывает историк и путешественник Андреа Корсали, общавшийся с мастером лично.

Художник, скульптор и изобретатель покупал птиц на рынке и выпускал на волю.

Понимая, что живопись и скульптура без достоверного знания анатомии невозможны, Леонардо работал в морге в госпитале Святого Духа во Флоренции. Он рисковал жизнью, так как в то время католической церковью вскрытие трупов каралось смертной казнью.

Да Винчи хорошо владел и правой, и левой руками. Значительную часть своих трудов писал левой справа налево (в зеркальном отражении).

Смотрите также: