«Трудолюбие – одна из самых важных черт в человеке. И к шоу-бизнесу это относится в полной мере», – считает заслуженный артист России Виктор Дробыш. Композитор ответил на вопросы SPB.AIF.RU и рассказал о формуле своего успеха и об артистах, с которыми он работает.
Понтами не забросать
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: – Виктор, ваши воспитанники – Стас Пьеха, Зара, Слава. Это интересные, яркие певцы. Тем не менее, часто приходится слышать, что сегодня за деньги можно раскрутить любого, даже безголосого артиста. Что здесь правда, а что вымысел?
Виктор Дробыш: – Действительно, когда тратишь огромные средства, пускаешь в ход связи, это может принести популярность. Ролики с песнями исполнителя, желающего прославиться, начинают активно крутить на радио, показывать в прайм-тайм на телевидении, интернет-каналах. И люди, не искушенные в этой «кухне», приучаются думать, что перед ними и в самом деле что-то выдающееся.
Но есть одна проблема. Знакомства и деньги работают, пока их вкладывают. Паровоз едет, пока в топку бросают уголь. Перестали – остановились. А значит, вся эта искусственно созданная слава недолговечна. Людей ни такие дутые «звезды», ни их песни, как говорит молодежь, надолго не цепляют. В итоге они быстро сходят со сцены, экрана, и, в лучшем случае, оседают в клубах Москвы и Петербурга.
– Вы сказали, что безликие песни, которых немало, публике безразличны. А какой должна быть мелодия, чтобы она тронула душу? Чтобы на концерт пришли жители Урала, Сибири?
– Ситуация в глубинке отличается от двух столиц. Материально народ там живет скромно, так что часто приходится выбирать, пойти послушать Лепса, Пьеху, Лободу или купить что-то ребенку. И здесь уже понтами не забросать. Работает другой принцип: «Мне нравится этот исполнитель, его творчество, и я хочу пойти на этот концерт». Знаю не понаслышке, что в некоторых семьях в провинции муж дарит билет жене, чтобы родной человек послушал любимого певца. Это дорогого стоит, и мы не имеем права подвести своего зрителя.
– Несколько лет назад вы написали песню для «Бурановских бабушек», которая заняла второе место на «Евровидении». В мае в Португалии пройдет очередной конкурс, где Россию представит Юлия Самойлова. Как оцениваете наши шансы?
– Не берусь делать прогнозы, скажу лишь одно: от всей души желаю Юле выступить достойно. В целом для меня «Евровидение» – загадочная история. Эдакий гей-парад для любителей музыки. В 2012-м в пику всей этой компании я написал шутливую песню для бабушек из удмуртской деревни. Взялся за этот проект, потому что хотел показать: в нашей стране стариков уважают так же, как на Западе. Они тоже могут гулять, танцевать, путешествовать. В итоге, веселясь и шутя, мы чуть-чуть не дотянули до выигрыша. Затем была вторая попытка с другим исполнителем. Потратили много средств, сил, нервов - и даже не прошли в финал. Поэтому к данному конкурсу надо относиться спокойно. Это явно не тот «парад», где нужно особо радоваться или огорчаться.
Хит – на одном дыхании
– Вы автор хитов, которые поет вся страна. А как создаются шлягеры? В порыве вдохновения или это длительный процесс?
– Если муза посетила, и я нахожусь на творческой волне, все происходит само собой. Все свои самые важные песни я создал на одном дыхании. «Часики» для Валерии, «Одиночество» для Славы. Но есть мастера, которых считаю идеалом. По хорошему завидую, например, Александру Зацепину, одному из великих композиторов современности. Он может утром сказать: «Мне надо написать сегодня новые песни. Грустную – для одного фильма, веселую – для другого». Садится за рояль – и все получается гениально. Я так не могу. Если нет настроя, вымучивать ничего не пытаюсь, все равно не выйдет. Мелодия рождается, когда кипишь, как чайник, когда все – на острие. В такие минуты работа над музыкой приносит огромное удовольствие.
– Тем не менее, в знаменитой формуле успеха, которую дал Сергей Рахманинов, работоспособность, усидчивость составляют 90%, а талант лишь 10%.
– Полностью согласен. Трудолюбие – одна из самых важных черт в человеке. Может, кого-то удивлю, но к шоу-бизнесу это относится в полной мере. Да, сливки снять можно, но что потом? Поэтому если посмотреть на великих артистов – Майкла Джексона, Мадонну, Стинга, Бейонсе – у них сумасшедшая работоспособность. Для нас свежий пример – Валерия, которая недавно дала юбилейные концерты, в том числе в Петербурге. Я свидетель, как изнуряюще она работала. Репетировала в Останкино по восемь часов в день. Затем измученные музыканты шли домой, а она отправлялась в зал оттачивать танцевальные движения. А до этого рано утром вставала и занималась спортом по своей системе. Артистка, которой ничего никому не нужно доказывать, по 14 часов в день трудится, чтобы в отличной форме показать и концертную программу, и себя. Пример, достойный для подражания.
«С дураками стараюсь не общаться»
– Вы хорошо знаете и другую сторону шоу-бизнеса: скандалы, суды, невероятные слухи, в том числе из уст товарищей по цеху. Как реагируете на небылицы о себе самом, которых полно в интернете?
– Стараюсь не замечать. Не хочу тратить жизнь на борьбу с ветряными мельницами – это непродуктивно. Могу себе позволить роскошь – не общаться с дураками. Об этом более резко сказал Жванецкий: «Не хочешь, чтобы дурно пахло – отойди».
Многие, кстати, любят провокации. Пресса тоже с готовностью ловит «жареные факты». Если бы я, скажем, с кем-то поскандалил, а еще лучше, хорошенечко избил, телефон уже давно бы разрывался. Доходит до того, что некоторые медийные личности иногда сознательно эпатируют, чтобы подогреть интерес к собственной персоне. Считаю, что это результат вседозволенности, в которой, в том числе, виноват и Интернет. С его приходом мы получили как широкий доступ к полезной информации, так и огромную помойку. Адскую смесь, где человек порой не может разобраться, что хорошо, а что плохо, и клюет на низменные страсти и примитивные радости. Конечно, постепенно эта пена спадет, и люди научатся отделять зерна от плевел. Вопрос – когда?
– Сейчас ваш очередной проект «Ты – супер!», где шанс дается детям с трудной судьбой. Почему решили сделать именно такую программу?
– Потому что больше этим подросткам некому помочь. У большинства нет родителей, или они о них не заботятся. С удовольствием смотрю «Голос», но там ребята учатся в музыкальных школах, растут в благополучии. А у этих нет ничего. Хорошо об этом знаю, так как сам поддерживаю детский дом в своем родном Колпино. Для меня большая честь, что на концерте в Петербурге выступят и мои подшефные. Поющий детдом – почему нет?
В целом очень признателен этому окраинному району Петербурга. Я родился в простой семье, месил грязь в резиновых сапогах, но это было счастливое детство, где исполнились многие мечты. Когда увлекся музыкой, родители отложили покупку машины, чтобы у меня было фортепиано. В итоге я закончил музыкальную школу, музучилище, а затем консерваторию. И у моих детдомовцев, и у страны в целом, уверен, все тоже сложится хорошо. Но для этого всем нам придется основательно поработать.
29 апреля в Петербурге в БКЗ «Октябрьский» состоится концерт, где известный композитор выведет на сцену своих звездных учеников. Это станет своеобразным отчетом знаменитого наставника и его подопечных перед городом, где начинался его путь в искусстве.