Философ и художник. Какую роль сыграл Петербург в жизни Николая Рериха

Выставку можно разделить на две части: первая – это гималайские этюды, вторая – концептуальные работы. © / Санкт-Петербургский Государственный институт-музей семьи Рерихов.

В Петербурге, в музее семьи Рерихов, недавно открылась выставка «Держава света». Центральный её раздел – размышление об Армагеддоне и противостоянии добра и зла.    
   

Эта выставка стала ещё одним мероприятием, приуроченным к юбилею выдающегося художника, философа и мыслителя Николая Рериха. Из коллекции Государственного музея Востока представлены свыше 150 полотен Николая Константиновича, многие из которых петербургский зритель увидит впервые.

Переосмыслить многое

Выставку «Держава света» можно разделить на две части: первая – это гималайские этюды Рериха, вторая – его концептуальные большие работы. К ним примыкают и постоянные археологические экспозиции.

«Гималайские этюды на нашей выставке представлены не случайно, – говорит замдиректора музея Рериха по музейно-выставочной работе Юлия Будникова. – У Рериха было особое отношение к Гималаям – это не просто красивые горы, это земля богов, страна священных заоблачных высот. Рериху удалось передать удивительную симфонию красок, которая играет на вершинах, что было особенно ценно в начале XX века, когда мало кто из европейцев бывал на Востоке, его работы были откровением. Никто не мог представить, как выглядит эта часть земли».

Рерих создал сотни гималайских этюдов – он делал наброски на морозе, на высоте, а затем дорабатывал работы в экспедиционной палатке или создавал на их основе новые в мастерской. Часть картин он продавал, но многие отдавал в дар музеям. Но откуда у мыслителя такая сильная любовь к горным вершинам? Возможно, это впечатление из детства.

«Отец Рериха приобрёл имение в Изваре с обстановкой, которая осталась от прошлых владельцев, – продолжает Юлия Юрьевна. – И, как писал Рерих, в гостиной имения висела большая картина – неизвестная горная вершина. Полотно впечатляло мальчика, но только спустя годы, когда он сам приехал в Гималаи, он понял, что вершина, которая его так влекла, была Канченджанга».

Выставку продолжает серия работ художника, в котором он рассуждает на тему конца света. Одно полотно посвящено загадочному образу Святогора – духовному прародителю русского богатырства и защитнику России. Известно, что этот метаисторический витязь пришёл из гор. Но каких? Ещё одно полотно – это копия картины «Ригден-Джапо – Владыка Шамбалы», канонический буддийский образ, который Рерих написал специально для правительства Монголии. Это правитель Шамбалы, который возглавит последнюю битву между силами добра и тьмы.

   
   

Центральная работа – знаменитый «Грозный или Ангел Последний». Это Архангел Михаил, который несёт меч воздаяния, новый закон и ключ к новому миру. Ангел стоит в огне, среди языков пламени угадывается верное воинство христово. Картина полна мессианских мотивов и отсылок к Армагеддону и второму пришествию Христа.

«Это полотно Рерих написал в двух вариантах – первый раз он обратился к образу накануне Первой мировой войны, а второй раз – когда шла Вторая мировая война. У нас на выставке находится вариант 1942 года. Именно на этот сюжет Рерих обращает отдельное внимание в очерке «Держава Света». В облике Ангела узнаётся иконописный образ Спаса Благое Молчание. Об этом пишет Рерих и обращает внимание на борьбу света и тьмы, на слом старого порядка и болезненное рождение нового, где возрождающим началом становятся красота и культура. Культура и есть Держава Света», – объясняет Юлия Будникова.

Фото: Санкт-Петербургский Государственный институт-музей семьи Рерихов.

Потеряла русская культура?

Масштаб личности Николая Рериха сложно переоценить. Он оставил свой след в разных областях искусства и науки и ещё при жизни стал знаменитым на весь мир. Личность Рериха была овеяна множеством мифов и легенд: одни, будучи не в силах вместить масштаб великой личности, называли его антихристом, другие, отрываясь поверхностным воображением от реальности, – перевоплощением индийского божества. Восхищалась Рерихом знаменитая Индира Ганди, которая говорила, что в русском художнике она находит «сочетание современного учёного и древнего мудреца». Сам Николая Рерих на все вопросы отвечал просто: он занимается поиском истины.

Николай Константинович родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье нотариуса. С самого детства начал демонстрировать художественный талант, любил читать и проводить время на природе. Рерих вырос разносторонним и любознательным юношей, свои первые литературные очерки он опубликовал ещё в 16 лет.

Николай Рерих поступил и успешно окончил Академию художеств, параллельно изучая юриспруденцию в Петербургском университете – такое требование выдвинул отец, который был уверен, что сын пойдёт по его стопам. Однако этого не произошло – Рерих начал путешествовать по России, писать картины и всё глубже погружаться в изучение русской древности и восточной культуры.

«В начале XX века среди петербургской интеллигенции был большой интерес к восточной философии и духовной культуре, – рассказывает Юлия Юрьевна. – Книги по индийской философии издавались в России, их было достаточно просто приобрести, что и делала супруга Николая Константиновича. Однако среди всех интересующихся Рерихи – одни из очень немногих, настолько глубоко погрузившихся в изучение восточной философии».

В 1914 году в одной из статей Рерих пишет, что мечтает о путешествии в Индию. Желание сбылось только в 1923 году, при обстоятельствах, о которых философ вряд ли мог догадываться. В 1916 году художник с семьёй уехал в Карелию (тогда Финляндию) для лечения болезни лёгких. После революционных событий Рерих вернуться на родину не смог. В результате долгих путешествий по миру он организовал большую Центрально-Азиатскую экспедицию.

«Для чего была эта экспедиция? В том числе для того, чтобы проследить культурные влияния и следы переселения народов, понять, что именно, какую культурную форму несли жители Востока на Запад, а европейцы – на Восток, – объясняет эксперт. – Ещё в Петербурге у Рериха возникло желание прикоснуться к духовному наследию Востока, и это был не только исторический и археологический интерес, но и художественный. Во время экспедиции Рерихам удалось проникнуть в закрытые монастыри, пообщаться и поработать с ламами (благодаря сыну Юрию, который изучал восточные языки. – Прим. ред.). Это открывало им знания, которые были недоступны обычным людям».

После экспедиции Рерих в Россию не вернулся. Большевики не выдавали визу. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда его сыновья писали прошения из-за границы на фронт, им было отказано.

«Иосиф Сталин не хотел возвращения Рерихов в страну, – говорит директор музея Алексей Бондаренко. – Изначально Николай Рерих осуждал большевиков, а его средний брат воевал на стороне «белых». Младший подвергся репрессиям. Впоследствии Рерих отчасти изменил свои взгляды на новую власть, на это повлияли политика большевиков, направленная на образование простых людей, и подъём народа на защиту Родины. Возможно, тот факт, что художника так и не пустили в страну, спасло ему жизнь, будь иначе, он точно был бы репрессирован или погиб в годы блокады в Ленинграде. А если бы этого не произошло, то продолжить свою работу в тех условиях Рерих вряд ли смог. Его работа, созданная за пределами России, всё равно вернулась к нам и обогатила русскую культуру, только в другое время».

Кстати. Что оставил Рерих Петербургу?

  • Николай Константинович был автором майолики на доходном доме страхового общества «Россия».
  • Рерих активно поддерживал строительство мечети и дацана. Для буддийского храма он создал уникальный витраж и участвовал во внутреннем оформлении.
  • Возглавлял Рисовальную Школу Императорского Общества Поощрения Художеств и вывел её на качественно новый уровень. Благодаря Рериху в школе появилось много новых классов и иконописная мастерская, созданные там иконы до сих пор находятся в храмах Петербурга и России.
  • Рерих первый обратился к теме Древней Руси и Скандинавии как археолог и художник. До него этим так глубоко не занимались, а если полотна и создавались, то были исторически неточными. Именно Николай Рерих первым воспел мир варягов и языческой Руси, с научной точностью воссоздав даже костюмы предков.
  • Рерих своим знаменитым Пактом оставил Петербургу завет продолжать дело сохранения культурных сокровищ в мировом масштабе, что вылилось в создание академиком Д. С. Лихачёвым «Декларации прав культуры».