Главный актёр советского кино. Любимец Сталина, сыгравший Невского

Фильм «Александр Невский» стал сенсацией, а ленту «Иван Грозный» положили на полку на 11 лет. © / public domain

Этим летом отмечалась 121-я годовщина со дня рождения советского актёра Николая Черкасова. Он родился в Петербурге 27 июля 1903 года и впервые появился на экранах ещё в эпоху немого кино.

   
   

Черкасов сумел достичь всесоюзной славы благодаря фундаментальным историческим ролям. Да что говорить, если одного из главных исторических деятелей нашей страны – Александра Невского – большинство россиян до сих пор представляют именно таким, каким его сыграл Николай Черкасов.

Нечто волшебное

Один из самых значимых артистов советского кинематографа появился на свет в Петербурге, в семье железнодорожного служащего.

Ближе к 1909 году семья будущего актёра перебралась в просторную четырёхкомнатную квартиру в доме на нынешней 10-й Красноармейской улице. Именно отсюда маленький Николай пошёл в гимназию № 10.

О театре и о ролях в только ещё зарождающемся кинематографе мальчик, конечно, не мечтал. Однако когда Черкасов впервые в жизни попал на спектакль «Руслан и Людмила» в Мариинском театре, он был пленён и встревожен, впоследствии охарактеризовав своё впечатление как нечто «волшебное». Чуть позднее у Николая проснулся интерес и к музыке. В одиночку он бывал на концертах графа Шереметьева, утренниках в Филармонии и даже ездил в Павловск, где выступали знаменитые музыканты.

Особенно юный Черкасов был пленён выступлениями своего кумира – Фёдора Шаляпина.

Школьное обучение было окончено в 1919 году. Тогда, выбирая себе профессию, Николай Черкасов за компанию с друзьями решил поступать в Военно-медицинскую академию.

   
   

Документы были поданы, но стать врачом будущему киноартисту не дал случай. Черкасов стал свидетелем страшного происшествия: на его глазах прохожий попал под трамвай. От вида крови юноша испытал ужас и понял, что медицина – неправильный для него выбор.

Тогда 16-летний Черкасов поступил в студию мимистов, а после был зачислен в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. Здесь на премьере оперы «Вражья сила» молодой артист смог даже завести знакомство с Фёдором Шаляпиным, вокалом которого совсем недавно восторгался лишь издалека.

Уже с 1920 года Николай Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и в экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории.

Позднее артист поступил в Институт сценических искусств, где вместе с сокурсниками создал популярный эстрадный номер «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Рослый Черкасов исполнял роль долговязого Пата. В дальнейшем именно этот номер помог Черкасову поступить в Ленинградский ТЮЗ, где актёр стал получать и драматические роли. В спектакле «Дон Кихот» он блестяще исполнял главного героя.

Паганель и царевич

Первой киноработой Черкасова стала немая картина 1927 года «Поэт и царь», где артисту досталась роль парикмахера. Сам актёр признавался, что после выхода ленты считал, что больше сниматься его не позовут. Черкасов ужаснулся своей худобе и высокому росту на экране.

Впрочем, у режиссёров было иное мнение. Следующими работами Черкасова в кино стали картины «Его превосходительство», «Мой сын» и «Луна слева». В ленте «Мой сын» артист вновь исполнил долговязого Пата. Этот образ настолько навис над Черкасовым, что актёр принял решение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр «Мюзик-холл».

В 1929 году Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Вейтбрехт. Вскоре у пары состоялась свадьба, а спустя пару лет на свет появилась дочка. Это обстоятельство подтолкнуло Черкасова к новой смене театра – молодому отцу было важно, чтобы на новом месте работы не пришлось гастролировать.

Вместе с тем артист активно снимался в немом кино, а в 1932 году была первая роль в звуковом фильме «Встречный». Здесь Черкасову нужно было исполнить постового милиционера.

Популярность актёра росла. В 1930-х он сыграл в комедии «Горячие денёчки» с Яниной Жеймо, а следом вышла лента «Дети капитана Гранта», где Черкасов воплотил профессора Паганеля. Этот фильм был настолько успешен, что у артиста уже не было отбоя от предложений. Самыми значимыми из них были роли цесаревича Алексея в ленте «Пётр Первый» и профессора Полежаева в исторической драме «Депутат Балтики». Картинам рукоплескали. «Депутат Балтики» принёс Черкасову звание заслуженного артиста РСФСР.

Патриотический фильм

Однако одной из сложнейших работ стала главная роль в фильме великого режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». При этом Черкасов опасался работать с постановщиком, зная, что тот нередко подавляет индивидуальность артиста. Им было действительно тяжело вместе, но Эйзенштейн настоял на продолжении съёмок.

Сразу после выхода фильм стал сенсацией не только в Советском Союзе. 22 марта 1939 года фильм вышел в прокат в США. 29 июня газета «Кино» сообщила о показе фильма в Белом доме в Вашингтоне. По сообщению издания, президент США Ф. Д. Рузвельт был очень тронут фильмом. В 1939 году фильм демонстрировался в кинотеатрах Бельгии, Швейцарии и Великобритании.

Французский киновед Леон Муссинак писал: «Ни один фильм не оказывал на меня столь сильного впечатления. «Александр Невский» для звукового кино – то же самое, что «Броненосец Потёмкин» – для немого. Это шедевр, обладающий абсолютной полнотой содержания и формы. Настоящий монумент, который нужно анализировать».

Влияние советского фильма на мировой кинематограф сказывается до сих пор – в голливудском эпическом кино встречается множество прямых и непрямых отсылок к этому фильму.

В 1941 году Черкасов был удостоен за роль Александра Невского Сталинской премии. Чуть позже в СССР появился орден Александра Невского. И поскольку никто не знал, как выглядел князь на самом деле, то на нём, по предложению Сталина, был изображён профиль Николая Черкасова.

Роль Грозного

За два года до начала Великой Отечественной войны в семье Черкасовых случилось горе – умерла новорождённая дочь. В 1941 году у артиста появился сын, которого назвали Андреем, а после началась страшная страница в истории государства. Старшая дочь погибла в 1942 году в блокадном Ленинграде вместе с дедушкой – тестем артиста.

Трагедии, идущие одна за другой, сильно пошатнули здоровье Черкасова. Артист в это время был в эвакуации в Новосибирске. Там он создал концертную агитбригаду, которая выступала на кораблях Балтийского флота.

Но даже во время ВОВ режиссёр Сергей Эйзенштейн продолжал снимать кино. Весной 1943 года в Алма-Ате он создавал «Ивана Грозного». На главную роль постановщик пригласил именно Черкасова, подарив артисту его самую значимую работу в кинематографе. После окончания ВОВ началась работа и над второй серией картины, однако Сталин, как и Черкасов, не приняли характерных изменений Ивана Грозного, и ленту положили на полку на 11 лет.

На рубеже 1940–1950-х годов артист был занят не только творчеством, но и активной общественной деятельностью. Ещё до войны он подал заявление на вступление в партию, а позднее стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Черкасов старался помочь многим людям. Режиссёр знаменитого ленинградского БДТ Георгий Товстоногов впоследствии говорил, чтобы собрать всех людей, которым помог артист на своём посту, пришлось бы арендовать стадион.

Новой значимой роли в кино Черкасову пришлось ждать до весны 1956 года. Режиссёр Григорий Козинцев предложил артисту главную роль в фильме «Дон Кихот». Картина после выхода на экраны имела оглушительный успех. Заслуги самого Черкасова были отмечены за рубежом – его наградили званием лучшего актёра на фестивале в Канаде.

В начале 1960-х режиссёр Георгий Натансон решил перенести пьесу Самуила Алёшина «Всё остаётся людям» на экран. Картину ставили на «Ленфильме». Одну из ролей предложили Черкасову, который до этого не снимался в кино уже около пяти лет. При этом режиссёру пришлось просить Георгия Товстоногова лоббировать окончательное утверждение артиста. Черкасов снимался в ленте сильно больным – у него была эмфизема лёгкого. Врачи запрещали ему курить, но тайком артист всё равно затягивался сигаретой.

Он ещё нашёл в себе силы на проведение отчётно-выборной конференции Ленинградского отделения ВТО в 1966 году, а далее попал в больницу. Оттуда Черкасов уже не вышел.

Память об актёре

  • С 1970 года одна из улиц Санкт-Петербурга названа в честь Черкасова;
  • в 1994 году в честь Черкасова был назван астероид (4053), открытый в 1981 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.