В феврале 1835 года была впервые опубликована мистическая повесть Николая Гоголя «Вий», которую он написал в Санкт-Петербурге. Здесь же были созданы знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Ревизор» и начаты «Мертвые души». В Щукином дворе (ныне часть знаменитой Апрашки) герой повести «Портрет» покупает загадочное изображение старика, нос майора Ковалева молится в Казанском соборе, а у Акакия Акакиевича между Фонтанкой и Обводным каналом крадут шинель.
Однако сам Петербург Николай Васильевич недолюбливал, предпочитая ему Москву и Рим. О непростых отношениях писателя со столицей Российской империи рассказал краевед, экскурсовод Ярослав Любимов.
Холодно и дорого
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы, - пишет он матери. - Жить здесь не совсем по-свински, т. е. иметь раз в день щи да кашу несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы плотим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду... Съестные припасы также недешевы... Это все заставляет меня жить, как в пустыне, я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия видеть театр».
Все это значительно подрывает моральный дух и здоровье молодого человека. К слову, он не только отмораживает нос, но и начинает страдать типичной петербургской болезнью того времени - геморроем. Виной тому суровый климат, плохая пища и сидячий образ жизни горожан. Чувствовал он себя прекрасно лишь во время короткого петербургского лета.
С работой у Гоголя также не ладится. В театр его не берут, хотя он прекрасный актер, играет живо и нешаблонно. В итоге Николай Васильевич попадает в чиновники, причем в низший слой. Здесь выходцы из мещан, поповичей - люди на птичьих правах, переписывающие бессмысленные бумажки, их жалованья не хватает даже на то, чтобы нормально обустроить быт и жениться. Выдерживает он 1,5 года и затем уходит в репетиторы и преподаватели. Преподает сперва в Патриотическом институте, потом в Петербургском университете. Рассказывает интересно, но имеет проблемы с дисциплиной, часть лекций слабо подготовлены, так как знаний явно не хватает. И в итоге покидает кафедру.
Влюблен в Москву
Однако опыт, полученный Гоголем в мелкой чиновничьей среде, и позволяет создать ему столь реалистичный образ маленького человека. Карамзин, Пушкин, Лермонтов, которые также обращались к этой теме, были все же людьми при дворе, далекими от жизни бедного российского служителя тех времен. Гоголь знает этот круг изнутри, описывает его недостатки, но в гротескном и преувеличенном виде. И после того как в апреле 1836 года в Александринском театре прошла премьера «Ревизора», писатель окончательно ссорится с чиновничьей средой.
Как тогда говорили, на «Ревизоре» смеялись трое: Николай I, наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II) и народ на галерке. Чиновники, даже вопреки восторгу императора, шикали. К слову, с самим Николаем I у Гоголя сложились противоречивые отношения.
С одной стороны, царь разрешил «Ревизора», назначил писателю неплохой трехгодичный пансион по тысяче рублей, с другой - приказал «немного переписать» конец комедии, «в духе благонравия».
Гоголь чувствует удушение цензурой, ненависть чиновничьей среды и покидает Петербург, прожив здесь почти восемь лет. Он уезжает в Москву, в которую дал себе зарок попасть уже знаменитым, в Италию, где живет под Римом. К слову, в Москве Гоголь не имел даже съемной квартиры и всегда жил у друзей, но был влюблен в город.
«Москва больше расположена ко мне», - писал он. Интересно, что эти слова актуальны до сих пор. Ведь именно в Москве работает Дом-музей Гоголя, есть Гоголевский бульвар, а в Петербурге - нет. Более того, даже на установку памятника писателю в Северной столице ушло полвека».
Кстати: где жили известные литературные герои в Петербурге?
- Нос майора Ковалева (повесть «Нос», Н. Гоголь).
Возможно именно здесь цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе для завтрака запеченный нос своего клиента.
- Старуха-процентщица (роман «Преступление и наказание», Ф. Достоевский)
«…Cухая старушонка, лет 60, с вострыми и злыми глазками», занимавшаяся ростовщичеством, жила в здании, выходящем на три улицы: наб. кан. Грибоедова, 104, пр. Римского-Корсакова, 25, и Среднюю Подьяческую, 15А.
- Родион Раскольников (роман «Преступление и наказание», Ф. Достоевский).
Доходный дом, в котором жил главный герой романа «Преступление и наказание», расположен по адресам: Гражданская ул., 19, и Столярный пер., 5. Квартира хозяйки, у которой он снимал комнату, находилась на 4-м этаже.
- Графиня Анна Федотовна Томская (повесть «Пиковая дама», А. Пушкин)
В особняке жила княгиня Наталья Петровна Голицына - прототип главной героини повести Пушкина - восьмидесятилетней старухи, хранительницы тайны «трех карт».
- Григорий Печорин (роман «Герой нашего времени», М. Лермонтов)
Дом № 32 на набережной Фонтанки упоминается в романе Лермонтова «Княгиня Литовская» как дом, в котором жил Печорин, ставший затем ключевой фигурой «Героя нашего времени».
- Парфен Рогожин (роман «Идиот», Ф. Достоевский) и помещик Обломов (роман «Обломов», И. Гончаров)
«…В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город...» восемь лет лежал на диване помещик Обломов. К сожалению, номер дома установить так и не удалось.