Голос народа. Жизнь Михаила Глинки сквозь призму его произведений

Философ Владимир Стасов ставил Михаила Глинку в один ряд с Пушкиным и считал, что он «создал новый русский язык в музыке». «О Глинке очень трудно писать: он по-великому прост, по-человечески прост и скромен, а потому и сложен, когда в него вдумываешься», - говорил композитор и музыковед Борис Асафьев.

   
   

Для далекого от музыкального мира слушателя наследие Глинки исчерпывается оперой «Жизнь за царя» и увертюрой «Камаринская», тогда как мир его произведений гораздо глубже и богаче, а стиль совсем не такой уж лубочно-патриотический, каким его часто преподносят на уроках музыки в школах.

Детство Михаила Глинки прошло в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Оба его родителя происходили из древнего польского рода, воспитывала же его бабушка по отцу. История эта напоминает роман «Похороните меня за плинтусом»: мальчика берегли, кутали в теплые вещи, баловали и в итоге его и без того слабый иммунитет почти полностью расшатался. После смерти бабушки воспитывать его снова стала мать, и мещанские обычаи и развлечения уступили место просвещению – ребенка начали учить рисованию, архитектуре, математике, истории и географии, но больше всего ему полюбилась музыка. «Музыкальная способность выражалась в это время страстию к колокольному звону; я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы», - вспоминал он потом.

Проведя 13 лет в таком затворничестве, он был отдан в 1817 году в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Здесь он начал брать уроки музыки у Катерино Кавоса, главы русской оперной труппы в Петербурге и автора оперы «Иван Сусанин». Первые серьезные самостоятельные опыты Глинки в области музыки относятся ко времени после пансиона – с 1822 года.

SPB.AIF.RU вспоминает историю создания его самых известных произведений.  

Романсы

«Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов очень мало забытых или редко исполняемых произведений! Слово «популярность» здесь ничтожно и недостаточно. Мелодии Глинки вошли в народное сознание, они живут», - писал Борис Асафьев.

После окончания пансиона в 1822 году Глинка пробовал себя в разных музыкальных жанрах, и романс дался ему особенно хорошо. В этот период он написал «Не искушай меня без нужды» на слова Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова Римского-Корсакова и другие. «Провел около целого дня с Грибоедовым (автором комедии «Горе от ума»). Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом А. С. Пушкин написал романс «Не пой, волшебница, при мне», - вспоминает Глинка в своих «Записках».

   
   

К романсам он потом нередко обращался на протяжении жизни. Например, влюбленность в Екатерину Керн в 1839 году вылилась в романс «Если встречусь с тобой», слова которого «…Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня. Для нее же написал «Вальс-фантазия». Весной следующего года Керн заболела, и композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина.

«Жизнь за царя»

Безусловно, самое известное произведение Михаила Глинки. Первую оперу он задумал еще во время путешествия по Италии, Германии и Австрии в 1830-х годах. Идея заключалась в создании «русской национальной оперы», сюжет для которой ему помог выбрать Василий Жуковский: «Когда я изъявил своё желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моём воображении; я находил в ней много оригинального характерно русского. Жуковский хотел сам писать слова и для пробы сочинил известные стихи: Ах, не мне, бедному, Ветру буйному. (из трио с хором в эпилоге)».

Памтник Глинке установили рядом с Мариинским театром в Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

За работу он взялся обвенчавшись в 1835 году с Марьей Ивановой (этот брак продлился лишь несколько лет) и вернувшись в родное Новоспасское. Премьера прошла блестяще, а автор удостоился подарка от императора: четырех тысяч рублей ассигнациями и перстня с топазом и тремя рядами бриллиантов.

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — написал после премьеры оперы композитор и музыкальный критик Александр Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение».

«С оперой Глинки является... новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки», — писал Одоевский. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Заключительная ария «Славься» из оперы долгое время считалась неофициальным гимном России. Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет.

«Руслан и Людмила»

Вдохновленный успехом первой оперы, которой дал высокую оценку сам император, Глинка уже в 1837 году берется за второе крупное произведение – оперу «Руслан и Людмила». За основу была взята поэма Александра Пушкина, который даже готов был помочь в работе. Гибель поэта нарушила планы. Возможно, поэтому работа над оперой затянулась, а ее премьера в 1842 году вызвала волну критики. Императорская семья уехала из театра, не дождавшись финала представления.

Впрочем, провалом это назвать было нельзя – в первый же сезон оперу дали более 30 раз, а спустя несколько лет публика наконец «распробовала» ее и оценила.

«Камаринская»

Истоки написанной в 1848 году увертюры «Камаринская» лежат в русском народном танце. В мелодии Глинка подражал народному пению с постепенным добавлением новых подголосков.

Есть несколько версий появления самого танца. По одной из них, ее сочинили жители Комаринской волости, отказавшиеся подчиняться барину. «Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая», - писал Глинка.

В произведении прослеживается контраст: сочетаются «Из-за гор, гор высоких», протяжная обрядовая свадебная песня, и, собственно, бойкая плясовая «Камаринская». Современники очень высоко оценили его музыку: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская», - писал Петр Чайковский. Биографы отмечали, что тонко прочувствовать народную душу в этой увертюре Глинке помогли детские впечатления – деревенский быт, работа и развлечения крестьян, музыка крепостного оркестра. Русские песни, писал композитор, стали «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

«Прощание с Петербургом»

Довольно долго Михаил Глинка общался с модным в ту пору поэтом Нестором Кукольником, и результатом этого сотрудничества стал вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Все 12 романсов, входящие в цикл, были написаны Глинкой летом 1840 года.

К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Н.В. Кукольник. Гравюра с рисунка П.А. Каратыгина, сделанного с натуры в 1842 году. Фото: Commons.wikimedia.org

«В день моих именин, то есть 21 мая, когда я шел из Ревельского подворья к Степанову, где провел большую часть того дня, мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя». Я попросил Кукольника написать мне стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно», - писал композитор в «Записках».

За свою жизнь (а прожил он всего 52 года) Глинка немало путешествовал, и в 1840 году планировал очередной отъезд. Правда, поездка так и не состоялась, но мотив прощания вылился в 12 прекрасных произведений, исполненных любви к родному дому.

Для истории русской музыки это первый случай, когда композитор создает «сборник» из объединенных одной темой и названием романсов.

«Глинка в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», - писал впоследствии философ Владимир Стасов.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.