«Искусство принуждает сомневаться». Александру Сокурову – 71 год

Его называют режиссёром, изменившим мировое кино. Он автор культовых картин, лауреат многих престижных премий, знаменитых фестивалей.  Педагог, народный артист России.

   
   

Однако признания, успеха Сокуров добился не только благодаря  большому труду, но и пройдя через сопротивление, непонимание  чиновников и общества. Неслучайно за его работами закрепилось выражение «кино не для всех». Несмотря на многие сложности, Александр Николаевич остаётся верен себе.

Сегодня он преподает в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения,  защищает город, его исторический центр, борется за «Ленфильм» и, конечно же, снимает новую картину. Причём снова экспериментируя -  в  необычном для себя жанре сказки-фантастики, когда многое приходится буквально придумывать.  В этом весь Мастер: он не боится пробовать, быть впереди, отстаивать свою точку зрения.

Вот несколько ярких высказываний  Александра Сокурова. 

-    «Искусство – это не более чем попытка отдельных людей выпрыгнуть за пределы, очерченные Создателем. 

- Война –  лишь отвратительный памятник человеческой Глупости, Злобе, Лени. 

- Болит совесть –  значит, мучается душа. Совесть, наверное, важнейший нерв души. 

   
   

- Парадокс образования: чем больше на него рассчитывают, чем больше народ ему доверяет и перепоручает, тем неопределённее мотивы поступков образованных людей, тем чаще и постыднее ошибки, ими совершаемые. 

- Искусство принуждаем современного человека сомневаться. 

- Демократия противоположна искусству: она к нему равнодушна и не замечает. Ибо главное в современной демократии сила усредненности – величие баланса. 

- Следовать гуманитарным принципам намного тяжелее, чем быть политическим прагматиком. Гуманитарные принципы заранее определяют путь, по которому надо идти. А политик может дать обещание и не сдержать его. И он так лукаво обещание сформулирует, что потом всегда сможет сказать: «Я это говорил, но вы меня неправильно поняли» или «Ну да, но ситуация изменилась». В политике нет ничего постоянного. А люди могут жить только в условиях нормы, чётко сформулированных принципов.

- Человек везде над чем-то властвует: над семьей, предприятием, районом, городом, страной… Вот задаешь себе вопрос: почему он принимает именно такое решение, а не другое? Всегда и везде я вижу, что причины этого — в его характере. Не в особенностях  профессии, не в его специальности. Мотивация всех поступков  связана с характером человека.

- Между родственными людьми — самые сложные отношения. Самые жестокие. Беспощадные конфликты — с самыми близкими по крови. Потому что слишком хорошо знают все достоинства и недостатки. Слишком близко живут. Государства тоже «устают» от соседства.

- Достоевский сходил внутрь человека, побыл там, посмотрел и вернулся назад при жизни. И сказал нам, что это такое. Но, к сожалению, современники не смогли задать ему правильных вопросов. 

- Ничто так не развивает человека, как другой человек.

- Молодой человек должен гордиться своей страной» — часто слышу это требование. Но в каком случае? Когда в стране будет справедливый суд, красивые города, пусть не роскошные, но прибранные, хорошие дороги. Когда не будет бедных, а люди станут честно разговаривать в школе,  институте, на работе, в телевизоре, друг с другом. Когда в стране люди будут честно себя вести… Вот тогда молодой человек будет гордиться… Впрочем, почему обязательно именно своей страной? Может быть, просто своим временем?

- Культура — тот самый обруч, который держит нас в рамках цивилизованности.

- Терроризм — не персонифицированное зло, а следствие пороков огромного числа людей.

- Человека, видевшего что-то собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было. Для него виденное — свершившийся факт. Кино в этом смысле — страшное оружие.

- Образование утверждает: я все могу! А просвещение говорит: о нет, ты не все можешь, потому что ты не имеешь права на все.

- Уверен, что натуры способные, с высокой личной мотивацией могут даже в неблагоприятной обстановке добиться успеха.

- К сожалению, иногда доверяешь людям, не достойным не только хорошего отношения, но и обычного рукопожатия. Но, несмотря на все промахи, никто не отлучит меня от мысли, что надо поддержать человека, у которого доброе начало. Обладающего не нынешней пробивной всеядностью, а умеющего переживать, сострадать ближнему.

- Сегодня в обществе царит агрессивная самоуверенность, поглотившая и многих молодых. И для режиссера гораздо большее значение имеет то, что нельзя, чем то, что можно. Он - не патологоанатом и должен быть осторожен: отвечать за выбор тем, форм, которые выносит на широкую публику. Знаю, что эта точка зрения сейчас непопулярна, но уступать не собираюсь».

14 июня на «Ленфильме» открывается выставка-путешествие, посвященная творчеству Александра Сокурова.  В кинотеатре «Аврора» можно будет посмотреть «Фауста» и «Франкофонию», запланирована  ретроспектива работ.  Праздничное мероприятие состоится и в университете кино и ТВ, где два года назад Сокуров открыл режиссерскую мастерскую. Работы его учеников уже были представлены на международных фестивалях.  В том числе «Слухач» и «Теснота». Автор ленты  Кантемир Балагов получил в Каннах приз «Особый взгляд».  Отметят юбилей выдающегося  мастера и в Таллине, где покажут «Франкофонию», «Московскую элегию», «Альтовую сонату», а также историческую драму «Спаси и сохрани». 

Наиболее известные фильмы Александра Сокурова

  • «Одинокий голос человека» - 1978-1987
  • «Скорбное бесчувствие» - 1983-1987
  • «Спаси и сохрани» - 1989
  • «Молох» -1999
  • «Телец» - 2001
  • «Русский ковчег» - 2002
  • «Фауст» -2011
  • «Франкофония»- 2015

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.