Как отличить пошлость от искусства. Максим Леонидов о детях и хорошем вкусе

Известный композитор, певец Максим Леонидов весну встречает во всеоружии. Журналист «АиФ-Петербург» встретился с одним из создателей группы «Секрет». © / Елена Данилевич / АиФ

Известный композитор, певец Максим Леонидов весну встречает во всеоружии. Широкой публике он представил новую книгу «Всё это и есть любовь», в Театре музкомедии состоялась премьера его мюзикла «Девчонка на миллион», а недавно музыкант открыл свою творческую мастерскую. Об этом мы и поговорили с одним из создателей группы «Секрет».

   
   

Не пропустить талант

- Максим, зачем вам, популярному артисту, собирающему стадионы, ещё и музыкальная школа? Нужно возиться с детьми, общаться с их родителями, отвечать за результат. К чему такие хлопоты? 

- Всё началось с того, что я решил учить музыке собственного сына. Лёне десять, и он захотел освоить бас-гитару. Мы пробовали заниматься в обычной школе, но в таком образовании, с моей точки зрения, есть слабое место. Через некоторое время ты должен сыграть пьесу или этюд определённого уровня. Не получится - могут отчислить или записать в разряд неуспевающих. С одной стороны, правильно: ученик должен прогрессировать и расти. С другой - необходимо учитывать особенности каждого ребёнка. Поэтому моя задача - совместить положительные стороны академического воспитания и индивидуальный подход. Мы будем учить вокалу, актёрскому, ораторскому искусству, диджеингу (воспроизводство записанных произведений - Ред.) и другим дисциплинам. Поможем подготовиться и для поступления в театральный институт. Готовы прослушивать каждого, чтобы не пропустить талант.  

Есть и вторая цель. На сцене городских театров идёт несколько спектаклей с моей музыкой, где, в том числе,  играют дети. Я бы хотел, чтобы они росли на глазах, набирались мастерства. Создал даже детскую группу, которая отдельным номером выйдет на сцену во время моего сольного концерта 15 марта. 

- Я побывала на репетиции: здорово, когда подростки работают под руководством опытного педагога, на хорошей аппаратуре. 

- Отчасти это и мои нереализованные желания. Когда мне было десять - как сейчас сыну - я мог только мечтать взять в руки настоящую электрогитару. Не говоря о том, чтобы подключить фирменный усилитель и играть на полном звуке. В 1980-х мы начинали на самых простых инструментах, которые сами доводили до ума. Приклеивали звукосниматели, что-то мастерили из подручных средств. Поэтому сейчас, когда есть возможность предоставить юным шанс поработать на качественных ударных или гитарах, считаю, надо его использовать. От детей требуется только желание. 

Подарки Максиму Леонидову от друзей по цеху - Андрея Макаревича и Алексея Кортнева. Фото: АиФ/ Елена Данилевич

Зачем «мучить» ребёнка?

   
   

- Недавно на президентском совете по культуре несколько видных артистов обратились к Владимиру Путину с просьбой ввести в младших классах обязательное музыкальное образование. Поддерживаете идею? 

- Очень правильное начинание. Посмотрите, почти во всех школах Америки, Скандинавии есть оркестры. Дети с раннего возраста выбирают полюбившийся инструмент и осваивают его. Это и скрипка, и валторны, и духовые. Кроме того, ребята приобщаются к сложному и прекрасному миру звуков, изучают нотную грамоту, развиваются. Делают очередной шаг, чтобы стать по-настоящему культурными людьми. Много значит и работа в коллективе. Все вместе разучивают произведения, ещё больше объединяются, играют на праздниках в школе и городе. Всё это в процессе основных занятий, без потерь времени. Не раз видел и слышал выступления школьных оркестров - это прекрасно. Хотел, чтобы такая традиция была бы и у нас. 

- А как поступать в ситуации, когда ребёнка заставляют заниматься? Это потом дети бывают благодарны родителям за принуждение, но сначала всё сложно. Как быть? 

- Вопрос дискуссионный. На мне, например, с юного возраста большими буквами было написано: «Музыкант». Если я видел какую-то возвышенность, тут же влезал на неё и начинал петь и читать стихи. Понятно, что моя дорога была связана с творчеством, и родители отдали меня в училище им. Глинки, где я получил хорошее образование. Но знаю и массу противоположных примеров, когда дети учатся из-под палки, потому что так хотят взрослые. И если они не бросают занятия в 14-15 лет из-за подростковых конфликтов, то ровно в тот день, когда звенит последний звонок, кладут скрипку в футляр, закрывают фортепиано и больше к ним не подходят. Поэтому вопрос, прежде всего, адресовал бы мамам и папам: стоит ли мучить ребёнка? Может, достаточно ограничиться азами? Привить хороший вкус, чтобы научились отделять подделку от настоящего, пошлятину от искусства. Чтобы не давали музыкальному мусору осесть на ушах. Понимаю, что это сложно, ведь они сутками в Интернете, где попадается всё что угодно. Но если до 5-6 лет, пока не стали рабами гаджетов, дети будут слушать хорошую музыку и смотреть правильные мультфильмы - эта привычка останется с ними на всю жизнь. 

Учитесь хвалить!

- Но где взрослым взять время, чтобы заниматься с сыном или дочкой? Подсчитано: современные отцы в среднем проводят с ребёнком 17 минут в день. Некоторые из спальных районов в центр и то редко выбираются…

- В каждой семье свои правила, но если не можете в будни, собирайтесь хотя бы на выходных. Совершайте вылазки за город, сходите в кино, театр. Даже если вместе посмотрите спектакль, фильм, просто сядете за стол, в воскресенье пообедаете - уже будет здорово. Учитесь и в мелочах, небольших событиях искать радость и наслаждение. И в исторический центр необходимо выбираться вопреки всему. Сейчас мы обосновались в посёлке, и я сам страдаю, что редко гуляем с детьми по Дворцовой, прекрасным улицам и площадям. Почти всю молодость я прожил в центре, и для меня Петербург - энергетическая подпитка, город, который красив в любое время года. Очень люблю показывать его друзьям, которые приезжают впервые. Как правило, они тоже влюбляются в дома и дворцы, неповторимую ауру, как я - с первого раза и навсегда. 

- Вы шесть лет прожили в Израиле - хотели, по вашим словам, «сделать международную карьеру», но не получилось. Не смогли реализоваться за рубежом и другие именитые мастера. Недавно вручали премию «Грэмми» в жанре популярной музыки. Снова среди победителей ни одного нашего артиста. Почему так? 

- В классике «Грэмми» мы получаем нередко. Среди обладателей - Валерий Гергиев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, её семикратным лауреатом является выдающийся дирижёр Владимир Ашкенази. Что касается популярной музыки, считаю, что мы не дотягиваем до нужного уровня. Ну нет у нас певцов класса Стинга и Бейонсе. Но никаких комплексов по этому поводу не испытываю. К «Грэмми», как и остальным премиям, отношусь спокойно. Это конкурс, а значит, его итоги субъективны, как и любого состязания такого рода. Другое дело, что на Западе  умеют по-хорошему «раскрутить» артистов, поддержать их.  

Недавно читал отзывы американской критики на мюзикл «Моя прекрасная леди». Солист - «потрясающий, бесподобный», исполнительница главной роли - «непревзойдённая» и т. д. Ни разу не слышал подобных эпитетов в адрес наших спектаклей. Обругать могут, а хвалить не умеют вообще. Восхищаться, радоваться у нас не принято, что наивно и глупо. Мой педагог Аркадий Иосифович Кацман говорил: «Учись хвалить!», а значит обосновать, почему тебе нравится произведение или исполнитель. Таким образом ты развиваешь собственный вкус, учишься думать, формулировать. Мы стесняемся признаваться в своих чувствах, и это неправильно. Поэтому фраза Окуджавы - «Давайте говорить друг другу комплименты» - сегодня актуальна как никогда. Давайте друг друга хвалить, быть позитивными, стараться открыться людям. Изменимся сами, а значит, станет лучше и жизнь вокруг.