Шесть лет назад петербурженка Юлдус Бахтиозина стала первым спикером из России на конференции TED в Ванкувере. В том же 2014 году россиянка вошка в список «100 женщин года» по версии BBC. Но настоящую мировую популярность она обрела в 2016 году, когда в популярном итальянском журнале ее назвали лучшим молодым фэшн-фотографом.
В прошлом Юлдус заявила о себе как режиссер, сняв полнометражный дебютный фильм под рабочим названием «Дочь рыбака». Его показ из-за пандемии в стадии заморозки.
Горжусь тем, что живу в России
Фотографии и дизайну Юлдус училась в Англии. Ее выставки в Бельгии устраивал Джоанна де Вос, директор и куратор выставок Яна Фабра и Марины Абрамович. Однако, съемки фильма она проводила все-таки в России. Считает, что с русскими гораздо легче осуществлять такие проекты, потому что в нашей стране живут более ответственные люди. А интерес к русскому фольклору, по мнению фотохудожницы, в мире большой.
«В своих работах я стремлюсь показать, как может выглядеть русская культура в современной интерпретации, и при этом гармонично смотреться в сценическом образе. Хочу, чтобы по моему виду сразу могли считать, что я представляю современную Россию, которая чтит свою культуру и историю», - говорит Юлдус.
Проживая во время учебы в Европе, она заметила, что многие молодые соотечественники, приехавшие туда, стесняются того, что они - русские.
«А я горжусь нашей страной и не жалею о том, что после нескольких лет учебы и работы в Лондоне, вернулась в родной Петербург», - признается фотохудожница.
Кокошники, которые можно увидеть во многих работах Юлдус Бахтиозной, она делает сама, каждый стежок – своими руками. Сколько проколов пережили ее пальцы – сказать невозможно. Без творчества она не мыслит себя.
«Я училась этому в школе церковных вышивальщиц. Целый год осваивала секреты древнерусских золотошвеек и работу с жемчугом», - вспоминает художница.
Каждый кокошник она делает в течение двух-трех месяцев. Использует в основном драгоценные материалы: жемчуг, серебряные пайетки и бисер, перламутр, антикварные шнуры, тесьму.
Счастливая звезда
Коренная петербурженка, она вспоминает, что в детстве сильно стеснялась своего необычного имени.
«Мой папа был чистокровным татарином, а мама по паспорту русская, но в ее крови намешано много национальностей, - рассказывает фэшн-фотограф. – В школе многие даже не знали моего настоящего имени. В те годы детей с необычными именами высмеивали, поэтому я просила всех называть меня Юлей».
Носить с гордостью данное ей отцом имя девушка начала уже в студенчестве. С татарского языка оно переводится, как звезда, а фамилия Бахтиозина – как счастливчик. И Юлдус видит в этом особенный знак.
«Нередко иностранные партнеры, дистанционно предлагающие мне сотрудничество, при встрече удивляются, что я – женщина. По моему необычному имени им трудно понять гендерную принадлежность. И этот факт всегда играет в мою пользу и еще больше располагает людей ко мне», - говорит петербурженка.
Мало кто знает, что в школьные годы Юлдус Бахтиозина вполне серьезно намеревалась стать первой женщиной-Президентом России. К своей мечте она шла стремительно – после успешного окончания школы училась в академии госслужбы, на горизонте был красный диплом, но на четвертом курсе она вдруг бросила академию и уехала в Лондон.
Внятная профессия
«У меня математический склад ума, поэтому мне очень хотелось иметь внятную профессию. Я отчаянно избегала принятия себя как художника, так как с детства мне внушалось и обществом и семьей, что это не профессия. Но у вселенной на мой счет оказались другие планы. Свои страхи я решилась побороть только в 22 года», - говорит собеседница.
Full-time художником при этом Юлдус не ощущала себя еще долго, так как до 2016 года много работала в брендинге и дизайне. Именно поэтому она называет себя молодым художником, ведь таковыми принято считать тех, кто выставляется и активно работает в арт-пространстве меньше 10 лет.
Этой весной в галерее Anna Nova должна была открыться ее камерная выставка «Восемь Степеней Царевности». Там Юлдус планировала показать фотоработы, кокошники и другие головные уборы из своих проектов. Но пока эту выставку пришлось перенести.
Режим самоизоляции, в котором Россия пребывает уже месяц, сначала напугал девушку, но очень быстро к ней пришло осознание того, что это хороший шанс реализовать когда-то отложенные на потом творческие планы. Работа в мастерской закипела с удвоенной силой и теперь Юлдус жалеет лишь о том, что ей не хватает 24 часов в сутках на то, чтобы все успеть.