Легенда театра и кино. 90 лет исполнилось Олегу Басилашвили

В спектакле «Лето одного года»Басилашвили уже много лет играет вместе с такой же неподражаемой Алисой Фрейндлих. © / Стас Левшин / БДТ

Олег Басилашвили – легенда российского театра. Десятки незабываемых, самобытных образов создал актёр и в кино. Он снимался в культовых лентах Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Владимира Бортко. Удостоен звания народный артист России, награждён многочисленными премиями, орденами, а на «Аллее звёзд» в Санкт-Петербурге есть его именная звезда.

   
   

А ведь было время, когда он хотел уходить со сцены. Не получал предложений, а если роль появлялась, по воле обстоятельств не мог её сыграть. Ярких событий, страстей, встреч и расставаний в его жизни было столько, что одну из своих книг он так и назвал: «Неужели это я?! Господи…» 26 сентября знаменитому артисту исполняется 90 лет.

«Приземлился» в БДТ

Его называют московским петербуржцем с грузинскими корнями. Родился Олег Валерианович в Москве в семье интеллигентов. Отец был директором Московского политехникума связи, мама – филологом, автором учебника по русскому языку для педагогов, книг о «лексике Пушкина». Когда началась Великая Отечественная, отца мобилизовали, и он прошёл всю войну, дошёл до Будапешта. Олегу с мамой удалось эвакуироваться в Тбилиси. Домой они вернулись в 1943-м, и уже тогда подросток, которому было 9 лет, заявил, что хочет стать актёром. От своей мечты он не отступал и в дальнейшем, что категорически не нравилось отцу. Он считал, что лицедейство – профессия, недостойная настоящего мужчины, и нужно выбросить глупости из головы. Но сын твёрдо стоял на своём.

В 1956 году он окончил Школу-студию МХАТ, где учился вместе с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым и Татьяной Дорониной – будущими грандами российского театра. Очень хотел работать во МХАТе, но всё закончилось, не начавшись. Туда его просто не взяли, как и остальных 90% выпускников курса. Басилашвили получил назначение в глубинку – в Сталинградский драматический театр. Тогда он уже был женат на Татьяне Дорониной, «русской Мэрилин Монро». Красавицу-блондинку в Москве оставляли, а Олега – нет. Что делать? На семейном совете решили: Доронина отказывается от места в столице и едет вслед за мужем. Так и сделали.

«Как-то крутились, а потом неожиданно попали в Ленинград на «Пять вечеров» в БДТ, – вспоминал о том периоде актёр. – Сидим в нарядном зале, и на нас хлынула атмосфера подлинной вонючей коммунальной квартиры, где на дверях десятки кнопок звонков, гроздь лампочек в уборной, в коридоре – корыто для стирки, которое всё время падает. И вдруг за этим столом с лысой клеёнкой, на пролёжанном диване, начинается самое святое, что есть в жизни, – любовь. На глазах всё меняется, хотя не меняется ничего. Убогая комната становится центром мироздания, где зарождаются самые светлые подлинные чувства. У меня было ощущение, что «чайка» с занавеса МХАТа вспорхнула и приземлилась на сцене БДТ. Счастлив, что в итоге там «приземлился» и я».

«Почему у меня не снимаетесь?»

Казалось, он нашёл свой театр, где в полной мере дадут раскрыться его многогранному таланту. Но первые годы оказались трудными. «Шли маленькие, скверные роли, никакого успеха я не имел, – говорит Олег Валерианович. – Уже подумывал уезжать, как вдруг неожиданно остановил Товстоногов: «У меня такое ощущение, что вы хотите уйти из театра. Не делайте этого, вы мне очень нужны».

   
   

Удача улыбнулась и с другой стороны. Однажды в БДТ пришёл Эльдар Рязанов, режиссёр знаменитой «Карнавальной ночи». Он уже хотел снимать Басилашвили в «Иронии судьбы» в роли Ипполита, но не сложилось. После окончания спектакля Рязанов пришёл к Басилашвили за кулисы и удивлённо спросил: «Почему же вы до сих пор у меня не снимаетесь?» – «Я не против!» — ответил актёр. Так вскоре он оказался на съёмочной площадке «Служебного романа».

Правда, сначала Олег Валерианович видел себя только в роли несуразного Новосельцева и считал, что совершенно не соответствует личности лицемерного карьериста Самохвалова. Но Рязанов настоял на пробах, и после них Басилашвили понял, что был не прав. Роль Самохвалова удалась на все сто и на долгие годы стала одной из его визитных карточек.

Ещё одна знаковая встреча произошла в 1979-м с Георгием Данелия. Басилашвили снялся в его грустной комедии «Осенний марафон». Но тоже по воле случая. Сначала режиссёр не хотел даже слушать, что Басилашвили может сыграть Бузыкина. Он, конечно, видел «Служебный роман» и считал, что актёр годится на роли только самодовольных дельцов. Помогла ассистентка, которая была убеждена, этот образ – для Басилашвили. Она тайком вызвала Олега Валериановича из Ленинграда в Москву и привела его на площадку. Интеллигентный Данелия не смог сразу отказать и попросил провести пробы.

Итог хорошо известен. Нерешительного, мечущегося между двух огней Бузыкина Басилашвили сыграл так, что одно время его самого сравнивали с этим экранным героем. Хотя в реальной жизни он был совсем другим. В 1990-х вдохновлённый идеями перестройки актёр пошёл в политику. Ярко проявлял свою гражданскую позицию, дискутировал с властями, был избран народным депутатом России. Выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Его, Гранина, Собчака сегодня называют демократами первой волны.

Начать с себя

«У каждого из нас своя мера вины и ответственности, – говорил тогда артист. – Почему мы ждём, когда нам кто-то что-то преподнесёт на блюдечке с голубой каёмочкой?! Почему не начинаем с себя? Только и слышно: «Дайте!». Это болезнь лентяев, которые привыкли, чтобы ими командовали. Всё же во мне остаётся вера в то, что в народе – будь то русский, еврей или татарин – ещё живы качества, которые, если их поддержать, позволят обществу снова ощутить себя единым целым. А кто поддержит? Это задача власти. Труднейшая, но выполнимая».

И сегодня любимый артист бодрости духа не теряет, а к своему солидному возрасту относится с юмором. «Как-то легендарного артиста МХАТа 90-летнего Марка Прудкина спросили, как он себя чувствует, – с улыбкой рассказывал актёр. – Он ответил: «Прекрасно, только перспективы никакой». Примерно такие ощущения и у меня». Думается, великий актёр чуть лукавит. Он остаётся в строю, а поддерживать силы ему помогает замечательная семья. Жена, с которой прожил вместе более полувека, две дочки и внуки.

Ну а главное – Олег Валерианович по-прежнему выходит на сцену любимого театра. К 100-летию БДТ специально для него были поставлены нашумевшие «Палачи», а сейчас он занят в спектакле «Лето одного года». В этой полной искренности и виртуозного актёрского мастерства истории он уже много лет играет вместе с такой же неподражаемой Алисой Фрейндлих. «Мне доставляет радость играть спектакли, в которых занят, – говорил актёр в одном из интервью spb.aif.ru. – Понимаю, что делаю нужное дело. Не знаю, хорошо или нет, но мне это нужно. По лицам зрителей тоже вижу – я им что-то дал. И мне кажется, что спектакли, где я играю, иногда будят чувства, на которые рассчитываю».

Кстати
На Васильевском острове в 2021 году появился сквер, посвящённый фильму «Осенний марафон». Герой картины Бузыкин «жил» в доме 23 на улице Кораблестроителей. А по утрам, часто через силу, бегал на соседнем пустыре. Теперь пустырь стал комфортным городским пространством. Все растения подобраны так, чтобы расцветка напоминала об осени. Осеннюю тему подчёркивают и клумбы в виде кленовых листьев. Здесь часто собираются не только местные жители, но и те, кто любит этот пронзительный фильм.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.