«Люблю всех спасать». Алена Долецкая о дневниках и страсти профессионала

Алена Долецкая: «Нельзя входить в профессию, чтобы потом ее сдать как униформу». © / Мария Соколова / АиФ

О выборе профессии

-  С этим связан большой семейный скандал. Когда я решила пойти в хирургию, мои родители страшно возражали. На это дядя Юра (Юрий Никулин – прим.) сказал: «Что вы пристали к девочке? Она чистый гуманитарий! Давайте ее отдадим в театральное училище». Я была почти готова, но тут возмутилась мама. Оказалось, она играла в школьном театре и 90% состава ее коллектива позже стали звездами театра Вахтангова в Москве. Мама же пошла в медицинский.  В итоге все остановились на филологии. Во-первых, я любила читать, во-вторых, мне очень нравились иностранные языки. 

   
   

О команде единомышленников

В любой команде, которую вы создаете, я искренне советую не тратить время на людей, которым надо доказывать, что вы не верблюд. Вы создали проект, в который верите, так окружайте себя людьми, которые будут слышать вас, ценить то, что делаете, знать, что вам по пути. Те, кто приходит в команду для самоутверждения,  на первом этапе будут отнимать много времени. Это не конструктивно. Советую начинать с команды, которая 100% будет ваша. Пусть будет три сотрудника, на лояльных. Не набирайте орду.

О критике

Критика - сложная вещь. Очень мало людей, которые умеют критиковать. Важно не просто высказаться, но и аргументировать позицию, предложить альтернативу и назвать 5 причин, по которым это может быть лучше. Тогда из этого уже получится диалог.

Алена Долецкая: «Советую не тратить время на людей, которым надо доказывать, что вы не верблюд». Фото: АиФ/ Мария Соколова

О том, что нравится в жизни

Я очень люблю работать. Поймала себя на мысли, что даже когда ухожу в 10-километровую прогулку, у меня все время жужжат мысли, я все время о чем-то размышляю. При этом я не даю себе установку, что надо вернуться с готовым бизнес-планом. Это происходит само собой.

Пожалуй, единственное время, когда я не думаю, не формулирую, не думаю, это в ходе занятий медитацией. Я практикую уже давно. Видимо, в силу своего характера я не вижу других способов выключать голову. Когда ты залезаешь в технологию медитации, то понимаешь, что оказывается не думать, не двигаться, не думать – это очень сложно. Это для меня это чистая форма «неработы», хотя любой продвинутый философ скажет, что медитация есть самая высшая форма работы.

А еще я очень люблю вкусно есть, люблю готовить для друзей, люблю собак. Еще я люблю помогать людям. Люблю спасать людей. Нет, честно, без пафоса. Я всегда стараюсь что-то сделать для других.

О Третьяковской галерее

Алена Долецкая: «Я никогда не вела дневники, о чем ужасно горюю». Фото: АиФ/ Мария Соколова

Я не сразу приняла предложение генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой стать креативным советником.

   
   

До этого я принимала участие в работе над гидом для выставки Эль Лисицкого (Лазарь Лисицкий – прим.). Будете в Москве, очень советую не пойти в ресторан, а сходить на две выставки Лисицкого в Третьяковке и в Еврейском музее.  Это абсолютно выдающаяся история. Мало кто знал о важности Эль Лисицкого. У всех на устах Малевич, и никто не понимает, кто был его тенью. Эль Лисицкий Единственный кто его критиковал, часто не соглашался и остался в истории искусства по совершенно другим причинам. И, к слову, оценивается  за границей выше, чем у нас. Во время работы над гидом мы и проговаривали возможности сотрудничества.

В свой «довоговский» период, когда я возглавляла отдел искусства в Британском совете, мы сделали несколько крупных проектов в Третьяковской галереи, которые были весьма сенсационными в то время. Один из них был в Новой Третьяковке и назывался «Ожившие мосты». Очередь из желающих попасть на нее растянулась от Новой Третьяковки через Садовое кольцо и до парка Горького. Так что мой интерес к Третьяковке давнишний. Это своеобразное возвращение домой. Такая неслучайность.

О дневниках

Я никогда не вела дневники, о чем ужасно горюю. Мой совет тем, кто в какой-то степени любит словесность, уважает слово, понимает, что у него выходит хорошо выражать свои мысли, – ведите дневники. У вас будут дети, внуки, правнуки. Никакие Instagram, Stories не передадут ощущений от первой встречи с человеком, от эмоций и мыслей после прочтения книги. Это драгоценнейшая вещь.

О советах

Совет - это чистая магия. Очень важно, когда он был произнесен, кем, в какой момент жизни. Он может исходить от человека, который случайно сел с вами рядом в поезде. Какая-нибудь бабушка скажет: «Деточка, что же ты у нас такая замызганная? Прибралась бы». И это останется у вас в голове яркой вспышкой.

Мы часто пропускаем ценнейшие советы своих родителей. Но так будет всегда, так устроена семейная история.

Алена Долецкая: «Мы часто пропускаем ценнейшие советы своих родителей». Фото: АиФ/ Мария Соколова

О российских дизайнерах

Нельзя входить в профессию, чтобы потом ее сдать как униформу и сменить на какую-то другую. Значит вы не дизайнер. Профессия ваша, если вы ею болеете, вы о ней думаете. 

В России после Славы Зайцева и Вали Юдашкина, которые положили свои жизни, стали встречаться театральные заходы «А поработаю-ка я дизайнером… Я такие блузочки шью... У меня такой вкус..» Никому не нужны ателье в индустрии дизайна моды. Мода – это про самовыражение, но это «само» предполагает огромное количество знаний, историю моды и невероятную преданность делу. Когда ее нет, то начинаются игрушки.

С Кирой Пластининой была та же история. Папа решил поиграть с дочкой в те же игрушки. Я исполнена уважением ко всем участникам этой истории, но результат известен. В это нельзя играть. Как только вы начинаете всерьез изучать историю этой индустрии, вы увидите, кто побеждает, кто остается на этом Олимпе.