Мастер пейзажа, выдающийся российский художник Владимир Федорович Аммон появился на свет ровно 190 лет назад – 9 января 1827 года.
Живописец был одним из самых ярких представителей пейзажной школы второй половины XIX века. Его кисти принадлежит работа, на которой запечатлен один из главных видов набережной Невы. Несмотря на весомый вклад в отечественное искусство, сегодня работы мастера практически забыты.
SPB.AIF.RU вспомнил известные картины Владимира Аммона.
«Набережная Невы около Академии наук» (1850)
Будущий живописец родился в семье немецкого предпринимателя, потомка гугенотского семейства, Фердинанда Готлиба Аммона. Образование Владимир Федорович получил в Москве. Он обучался в Рисовальной школе графа Строганова, а затем в училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставником здесь был знаменитый Карл Рабус.
Преподаватели подмечали в Аммоне очевидные природные способности, а также большое стремление стать прекрасным мастером своего дела. Молодой человек сумел войти в число достойных представителей пейзажной живописи. Работы Владимира Федоровича, которые он часто называл «видами», привлекли внимание признанных авторитетов в стране. В 1850 году за программу «Вид Академии и Дворцовой набережной в Петербург» он получил от столичных академиков звание художника – в то время Аммон еще проходил обучение.
Любопытно, что впоследствии картина «Набережная Невы около Академии наук» из той программы была продана на торгах в Швеции в 10 раз дороже первоначально оценочной стоимости.
«Вид Москвы с Воробьевых гор» (1856)
Ближе к окончанию училища Аммон завершил работу над городским пейзажем. Романтическое изображение Москвы художник решил выполнить с самого высокого места в городе. За 12 лет до Владимира Федоровича «Вид на Москву с Воробьевых гор» написал Иван Айвазовский. Вероятно, Аммон вдохновлялся работами выдающегося мариниста.
Спустя год Владимир Федорович получил в Петербурге звание «назначенного в академики» за работу «Вид Москвы близ Кунцево», а к 1859-му был удостоен звания академика за картину «Вид села Коломенского».
В дальнейшем художник мастерски показывал особенности очаровательной красоты русской природы.
«На опушке леса. Полдень» (1871)
Ближе к концу жизни Аммон принимал активное участие в выставках «передвижников». Сперва он выступал в качестве экспонента, а затем и члена товарищества. Из 46 работ, представленных на первой передвижной выставке, многие были раскуплены в первый же день. Среди них был пейзаж Аммона «На опушке леса. Полдень», который забрал известный московский коллекционер.
В этой работе Владимир Федорович изобразил типичный уголок Подмосковья. Ему удалось мастерски передать красоту привычного течения повседневности, жизнь крестьянина во время летнего полуденного зноя.
Оригинал картины сегодня представлен в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.
«Летний пейзаж» (1877)
В год своего 50-летия Аммон представил публике еще одну картину, которая вновь привлекла к себе внимание коллекционеров.
В «Летнем пейзаже» мастер показал всю прелесть русской природы. Владимир Федорович передал здесь зрителю особый воздух деревни, удивительную жизнь лета в глубинке. Картина сохранилась – чтобы ее увидеть, нужно отправиться в Ярославскую область. Работа Аммона хранится в Переславль-Залесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Владимир Федорович ушел из жизни рано – ему было всего 52 года. Аммона похоронили в Москве на Введенском кладбище. Произведения мастера долгое время находились в частных коллекциях русского искусства. Известно, что акварель Аммона «Мальчик кидает щепку в воду» приобрела для себя Великая княгиня Мария Николаевна.
Мастерство и талант Владимира Аммона, безусловно, способствовали развитию отечественного национального искусства. Художник остался в памяти как изумительный живописец-пейзажист. После настроения лирического пейзажа проявятся в творчестве великих Левитана, Куинджи и Саврасова.