«Мы подожгли собственный дом». Епископ Тихон Шевкунов о русской революции

Епископ Тихон Шевкунов дал оценку русской революции. © / www.globallookpress.com

Одной из самых резонансных на Петербургском международном культурном форуме стала открытая лекция председателя Патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) «Февральская революция и российское прогрессивное общество». Вот что думает один из самых ярких представителей церкви, которого называют духовником первых лиц государства, о событиях 100-летней давности.   

   
   

От сохи – до бомбы

– Что представляла собой царская Россия накануне революции? В советское время считалось, что это была нищая, тёмная, безнадёжно отсталая страна, народы которой угнетал кровавый монархический режим.  К сожалению, подобное высказывание я обнаружил и в одном из современных учебников для высшей школы 2006-го года. 

Существовало и немало мифов. Достаточно вспомнить высказывание, которое приписывается Черчиллю: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Сегодня известно, что Черчилль не произносил этих слов, это определение Исаака Дойчера, одного из английских марксистов.  О другом говорят и факты. В начале XX по развитию экономики Россия занимала 4-5-е место в мире, по темпам роста производства мы также находились на 5-м месте. Впечатляют и достижения российских конструкторов и ученых. Именно тогда были открыты периодическая система химических элементов, лампа накаливания, электросварка, противогаз, парашют, скафандр, сейсмограф, телевизор. Русские инженеры конструировали не уступавшие зарубежным аналогам самолеты, автомобили, корабли, подводные лодки. Славились оружейники.   

Процветало и сельское хозяйство. Крестьянам и крестьянским хозяйствам принадлежало до 67% обрабатываемой земли, а за Уралом – 100%.  Один факт. Урожай зерновых в 2013-м году превышал в полтора раза урожай Аргентины, Канады и Америки вместе взятых. Экспорт сельхозпродукции переживал настоящий «бум». Также вначале века огромная территория России покрылась семью железных дорог. Знаменитая Транссибирская магистраль, например, строилась со скоростью 500 км. в год. Для сравнения: немцы прокладывали железную дорогу Стамбул-Багдад со скоростью 120 км/год, англичане Кипр-Кейптаун 300 км/   год и так и не завершили. В Советское время Байкало-Амурскую магистраль вели из расчета 200 км в год.

Лекарства и обслуживание - бесплатно

Епископ Тихон Шевкунов: "Накануне революции общество охватил массовый психоз". Фото: www.globallookpress.com

– Россию называли «тюрьмой народов», но правительство училось управлять.   Периодических изданий при Николае II издавалось больше чем в СССР в 1988 г. Так, в княжестве Финляндском в деспотичной России существовал парламент. Женщины имели избирательное право, тогда как во Франции, Америке его получили гораздо позже.  Цензура даже с введением войны была относительной.  Население России за время правления Николая II выросло более чем на 50 млн. человек. Именно в то время появились земские больницы, где обслуживание и лекарства были бесплатные. Также в Госдуму был внесен проект о всеобщем начальном образовании. Его затянули и так и не приняли, но обучение шло.

В 1920-м, в   разгар гражданской войны, наркомпрос провел перепись грамотного населения. Выяснилось, что 90% городских подростков от 10 до 16 лет умеют читать и писать.   Рабочим   жилось трудно, но зарплата на ведущих заводах Петрограда приближалась к заработку их коллег на зарубежных предприятиях. Никита Хрущев признавал, что в «1913-м был обеспечен материально лучше, чем в 1932-м, когда работал 2-м секретарем Московского комитета партии». Был накоплен гигантский золотовалютный резерв, «ходил» золотой рубль.

Никто не спорит: проблем оставалось множество. Но надо спросить себя: «Неужели они были столь тяжелыми, что надо поджигать свой собственный дом? Рушить всё, идти на безответственные эксперименты?» Ведь было много позитивного, а о беспросветности не шла даже речь.

   
   

«Лучше немцы – чем Романовы?»

– Конечно, важнейший фактор Первая мировая, поражения 1914-15 гг. Сегодня историки полемизируют, стоило ли Николаю II брать на себя огромное бремя и становится главнокомандующим армией? Многие говорят, что именно это стало точкой невозврата… Но в 1917-м война близилась к концу, победа, хотя и тяжелая, была не за горами.

Мы должны были получить от Германии, Австро-Венгрии и Турции серьезные репарации. Кстати, эти средства Германия закончила платить странам-победительницам, куда Россия не входила, только в 2010-м году. А это было бы хорошим подспорьем при восстановлении разрушенных территорий. Но «между государем, армией и победой встала революция». 

Выпустили 100 тысяч уголовников

– Восторг февраля быстро потух, сменившись разочарованием и страхом. Но общая тенденция была такова: царь и правительство неспособны управлять государством, выиграть войну, справиться с проблемами и необходимо привести к власти людей, которые смогут это сделать. В итоге у руля очутились князь Львов, председатель Госдумы Гучков, любимец думающей России Милюков, восходящая звезда Керенский.  Но уже их приказ № (создать выборные комитеты из нижних чинов во всех военных частях. – ред.) разрушил всю дисциплину воюющей армии. В адекватном ли состоянии были люди, которые принимали такое решение?

Второй приказ -  в полыхающей стране уволить всех губернаторов и вице-губернаторов, мол «свободные люди выберут новых». Разрушилось то, что мы называем вертикалью власти.  Следующее – отлучить от власти приспешников царского режима жандармов и полицейских. Далее – освободить узников. В итоге на свободу вышли политические заключенные в том числе террористы и 100 тыс. уголовников. «Птенцы Керенского» - как насмешливо их называли. Итог мы знаем. К лету 1917-го страны практически не стало и большевики «подобрали валяющуюся власть».

Царица – немецкая шпионка?

– Тогда и сегодня много говорят о Распутине. В марте 1917 г была даже создана Чрезвычайная комиссия по расследованию царского режима, кстати, её секретарём был Александр Блок. Одной из задач комиссии стало изучение сколько-нибудь значимого влияния Александры Фёдоровна или Распутина на события государственной важности. Такого влияния   практически не нашли. Затем Ольденбург исследовал письма Александры Фёдоровны к мужу. И обнаружил   только 17 писем, где она советовала что-то Николаю II или транслировала советы Распутина: «Наш друг просит…» Из этих советов не было исполнено ни одного.

Я выскажу своё личное мнение: Александра Фёдоровна была мудрой женщиной с русской душой, немецкой пунктуальностью и профессионализмом, английским воспитанием. Она писала мужу: «Что ты творишь – арестуй Гучкова, распусти Думу, не время сейчас для либеральных слабых действий. Потом, после войны, можно будет всё восстановить, но сейчас они разрушают страну». Но вся креативная общественность свято верила в миф, что Александра Фёдоровна немецкая шпионка. Что сахар, который реально был в дефиците, посылается эшелонами в Германию, хотя на самом деле из него нещадно гнали самогон.  В России не было даже карточек, в отличии от других воюющих стран.

Когда 1 ноября 1916 г Милюков с трибуны Государственной думы, потрясая газетами, стал говорить, что все пишут, что Александра Федоровна шпионка, и что это – глупость или измена, Дума и прогрессивное общество ответили: «Измена!» И все с абсолютным доверием воспринимали, как мы сегодня видим полную чушь, дезинформацию.

Массовый психоз?

 

– Тогда русское общество и накануне революции, и в процессе этих событий охватило массовое помрачение, массовый психоз.  Конечно, это касается не только нашей страны. Массовые психозы отмечались во многих цивилизациях и народах. Но то, что происходит у нас, случается с пугающей периодичностью. Предательство элит породило и «смутное время» и только благодаря подвигу Минина и Пожарского, людей, которые пошли за ними, всё стало возрождаться. А 1991-ый? Там чётко видны элементы массового психоза.

Такое состояние обостряется и совершаются деяния, которые потом становятся необратимыми. Зная об этой общечеловеческой болезни помрачений, которые мы видим в революции, надо серьёзно думать о гигиене психического поведения, путях предохранения и оздоровления.  Помнить: в любой период социальных и экономических обострений, развиваются все болезни общества.  Поэтому нужно находить силы и возможности, чтобы ни сам человек, ни общество не подвергались психическим атакам.