Ничего не поняли, ничему не научились? Радзинский о парадоксах истории

Эдвард Радзинский представил свою новую книгу. © / www.globallookpress.com

«Бабье царство. Русский парадокс» - так называется новая книга Эдварда Радзинского, которую он представил в Петербурге. Ее героини - четыре императрицы и одна правительница, которые были во главе российского государства почти весь XVIII век. Каких результатов они достигли? Об этом известный драматург, писатель рассказал в интервью «АиФ-Петербург».

   
   

Сделал «золушку» царицей

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Эдвард Станиславович, вы признались, что когда стали писать книгу, пришлось начинать с Петра Первого. Почему?

Эдвард Радзинский: Потому что именно он устроил в России первую феминистскую революцию. А заодно превратил в быль сказку о Золушке. Взял посудомойку пастора Глюка и сделал ее императрицей Всея Руси, хотя она не умела даже писать по-русски. Есть переписка Петра и Екатерины. Сначала он ей приказывает: ехать туда-то, скорее быть там-то. А потом: «Катеринушка, друг мой милый». В конечном итоге решает отдать царство.

Также мне было важно показать правителей-мужчин, а Петр у нас считается западником. Но почему? Да, царь-плотник взял для России западное обличье. Его интересовали технологии, одежда, обычаи. Во время поездки в Лондон он обошел там все производства. Все. Однако в парламент его еле затащили, и то в зал не вошел - смотрел с крыши. Также у него и в мыслях не было посягнуть на крепостное право, которое стало огромным бедствием для всей страны.

- Историки нередко приводят статистику, характерную для той эпохи: половина населения была рабами другой половины. Это считалось нормальным.

- Я читал Бунина, который изумлялся, как много зверств. Но следовало бы вспомнить крестьян, которых семьями проигрывали в карты. Гаремы крепостных девок, людей, продававшихся, как вещи. Так - вплоть до второй половины XVIII века. И когда несчастные декабристы открыто сказали, что такой государственный строй надо изменить, сановные родственники их не поддержали, чего боялся царь, а дружно осудили. Потому что они замахнулись на главное - власть. Рабство - корень огромных несчастий, которые мы испытываем до сих пор. Оно сидит у нас в порах, генах. И когда Чернышевский пишет, что в государстве все рабы снизу доверху, это правда. Нельзя быть свободным, угнетая других.

Шальная императрица

- Ну а какой была женская власть? Императрицы тоже отличались крутым нравом, а с недовольными жестоко расправлялись.

   
   

- В России за век было пять выдающихся правительниц. И все разные. Писать о дамах прелестно. Возьмем Елизавету, дочь Петра Первого. «Государственными делами она почти не интересовалась», - приходят к единодушному выводу историки и современники. Чем же она занималась 20 лет на троне? Была, например, верховным главнокомандующим. И каким! Дама, которая отчаянно боялась крови и мышей, победила полководца номер один в Европе Фридриха Великого.

При ней в 1760 году русские взяли Берлин. Кстати, взошла она на трон в 1741-м, вот и не верь после этого в историческую закономерность... В царствование Елизаветы Россия приросла частью Финляндии. Созданы первые в стране банки, гимназии и университет, основан театр. Именно она повысила по службе Александра Суворова - так началась карьера тогда никому не известного капрала Семеновского полка.

Или Екатерина Великая. В годы, когда она была у власти, с Россией считался весь мир. Авторитет крепился могуществом страны - огромными территориями, природными богатствами, победоносной армией. Она присоединила Крым, Кахетию, Курляндию, Белоруссию, Волынь. «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего на то дозволения выстрелить не смогла», - эти слова канцлера Александра Безбородко точно отражают результаты ее правления.

- Как же получилось, что в дальнейшем трон занимали только мужчины?

- Такой закон принял сын Екатерины Павел. И они начали править. Женщины оставили им в наследство огромную лоскутную империю, население увеличилось в два раза. Но, как я уже говорил, осталась большая беда - крепостное право. Чтобы его искоренить, надо было, переходя на современный язык, совершить перестройку, мужчины же устроили революцию.

Интересна позиция большевиков. Казалось, что они, проповедующие всеобщее равенство, введут в руководство женщин. Ничего подобного. Не допустили и близко. Сначала вожди революции хотя бы сидели с супругами в ложах театров на официальных концертах. Но затем жены Сталина не стало, а подруг своих ближайших соратников он посадил в тюрьму.

Сидели в централах и хлебали баланду жена Калинина - официально главы государства, Молотова - второго человека во власти, Поскребышева - личного секретаря Сталина. Калинин, Всероссийский староста, постоянно ходил и просил их выпустить. В итоге из важных дам советского периода мы знаем одну Екатерину Фурцеву. Она сделала головокружительную карьеру: из ткачихи с Вышнего Волочка поднялась на вершину власти. Не случайно иногда ее называют Екатериной III. Но когда времена изменились, ее безжалостно сбросили с этого олимпа.

У народа короткая память

- Кстати, Фурцевой очень помог Хрущев, как потом и она ему. У вас на правление Никиты Сергеевича, как и Михаила Горбачева, своя точка зрения.

- Парадоксально, что у нас в стране Хрущев и Горбачев самые нелюбимые. А Брежнев - человек-анекдот, у которого позвякивало 114 орденов и медалей - любимый. Это при том, что Хрущев сделал невиданное. Будучи сам участником «красного террора», чья подпись стоит на расстрельных приговорах, он рискнул объявить, что это преступление. Благодаря ему из лагерей, ссылок вернулись тысячи людей. Возвратились отцы, воссоединились семьи, хотя эти люди были обречены на гибель. Он это сделал один вопреки партии, всему. Да, мы помним его «кузькину мать», кукурузу, гонения на художников и поэтов, но он сделал для страны великое дело.

Так же, как и Горбачев. Помню, в Германии, во Франкфурте, в 1999-м на книжной ярмарке висели календари на 2000 год - смены века. Всюду был его портрет. Потому что, заявляю со всей ответственностью, он изменил мир. Показательны и его личные качества. Обладая огромными возможностями, из власти он умудрился уйти почти нищим, чего в России практически не случается. Но сегодня его обвиняют во всех наших бедах. Вспоминается римский историк, который предупреждал: Рим падет, но проклянут не тех, кто вел его к гибели, а последнего, при ком произойдет катастрофа.

- Интересно, какую бы характеристику вы дали политикам, которые сегодня у руля страны.

- Это то же самое, если взять крохотную монетку, и приблизить ее к глазу. Она закроет перед вами все вокруг. А если отодвинете дальше - увидите, что она маленькая. Должно пройти время, и тогда мы многое поймем. Сегодня о современниках мне писать неинтересно, а вот парадоксы русской истории занимают. Как могла страна, называющая себя святая Русь, крушить кресты, убивать священников. Еще вчера истово молились за Николая, а сегодня расстрелявший императора Юровский встречает рабочих, и те огорчаются, что не они его убили.

Кстати, я нашел в архивах телеграмму, ясно показывающую, что Ленин знал о расстреле царской семьи. Прекрасно был осведомлен. Когда и как с нами это случилось? Почему в России все время надо быть смелым? Раньше нужно было мужество, чтобы сказать: «Я - за Солженицына». И сейчас для этого требуется гражданская позиция. Но, как говорил Карамзин, у народа память короткая, а у истории - долгая. Она ничего не забывает, в отличие от нас. За все время мы, похоже, ничего не поняли и ничему не научились. Я же пишу книги, рассказываю о выдающихся личностях, чтобы современники могли сами сделать выводы.