От Бузыкина до Воланда. Пять ярких киноролей Олега Басилашвили

Олег Басилашвили до сих пор выступает на сцене родного БДТ и снимается в кино. © / РИА Новости

Олега Валериановича не даром называют артистом от Бога. Сыгравший десятки ролей на театральной сцене и более сотни в кино, он всюду воплощает совершенно разные образы. Застенчивого пианиста Рябинина, беспринципного карьериста Самохвалова, коварного Воланда…

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает ставшие классикой роли Народного артиста СССР.

«Служебный роман», 1977 год

Роль подлеца Олегу Валериановичу удалась. Кадр из фильма

Лирическая трагикомедия Эльдара Рязанова стала лидером кинопроката в 1978 году – тогда ленту посмотрели более 58 миллионов зрителей. В основу картины легла пьеса «Сослуживцы», которую Рязанов совместно с Эмилем Брагинским написали всего за 22 дня. В том же году пьесу поставили сразу на двух сценах – в Театре им. Маяковского в Москве и в Театре комедии в Ленинграде. Она пользовалась сумасшедшей популярностью, поэтому Рязанов и решил снять по ней фильм.

Актерский состав подобрали быстро – режиссер точно знал, кого он хочет видеть в картине. Так, сыгравшая главную героиню Людмилу Прокофьевну Алиса Фрейндлих до этого уже пробовалась в фильмах Рязанова «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи». Талант Андрея Мягкова мастер открыл для себя еще на съемках «Иронии судьбы», а Светлана Немоляева проходила кастинг в этом же фильме на роль Нади.

Что касается Олега Басилашвили, сыгравшего элегантного и обаятельного подлеца Самохвалова, то впервые Рязанов заприметил актера на сцене БДТ, где тот играл в спектакле по Мольеру. Когда спектакль закончился, Эльдар Александрович подошел к Басилашвили и воскликнул: «Я не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах?» Актер в шутку ответил ему: «Ну так снимайте!»

Рязанов не мешкал и в 1975 году пригласил Басилашвили на роль Ипполита в комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Однако из-за внезапной смерти отца актер не смог играть в картине. Зато спустя два года он с первого раза прошел пробы в «Служебном романе».

Кстати, по легенде, на гонорар, полученный за фильм, Олег Валерианович купил красную чешскую кухонную стенку «Мария» – точно такую же, какая стояла в квартире Самохвалова.

   
   

В 1979 г. фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

«Осенний марафон», 1979 год

Рязанов не сразу увидел в Басилашвили застенчивого Бузыкина. Кадр из фильма

Фильм Георгия Данелии, снятый по киносценарию Александра Володина, вышел на экраны в 1980 году. Изначально картину хотели назвать «Горестная жизнь плута». Однако позже отказались от этой идеи, ведь назвать пройдохой главного героя повествования – разрывающегося между двумя женщинами нерешительного интеллигентного преподавателя Ленинградского университета – вряд ли возможно. Создателям картины хотелось подчеркнуть, что сюжет не так прост, как кажется. Даже в титрах помечено, что этот фильм - не просто комедия, а «Печальная комедия». Почему картину назвали «Осенний марафон»?

Потому что, как объясняли потом авторы, герою уже 46 лет, это осень его жизни. А «марафон» - потому что он бесконечно бежит, не находит времени остановиться и оглядеться.

Кстати, Олег Басилашвили не должен был играть Бузыкина – Георгий Данелия совершенно не видел его в этой роли, хотя артиста настойчиво рекомендовала Елена Судакова, ассистент по актерам. «Я его в театре тогда не видел. А в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным. Словом, совсем не Бузыкин», - позже вспоминал режиссер.

Кто только не пробовался на главного героя «Осеннего марафона»! Леонид Куравлёв, Николай Губенко, Станислав Любшин… Думали пригласить и Александра Калягина. Однако Данелия все эти кандидатуры забраковал.

И тогда Судакова тайно пригласила Басилашвили на «Мосфильм». До этого она подговорила актера «сыграть Бузыкина» в реальной жизни, когда режиссер не будет этого ожидать. Они подвезли Олега Валериановича на машине до Покровских ворот, высадили его… Проехав 50 метров, режиссер посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что Басилашвили совершенно преобразился: «Смотрю, совсем другой человек стал, - рассказывал он. - Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд - и тут же назад. Так это же Бузыкин!» В тот же день Басилашвили был утвержден на роль без проб.

Кстати, самому актеру игра в фильме далась нелегко. Как позже признавался сам Олег Валерианович, ему, верному и любящему жену, были совершенно непонятны метания и страдания его героя.

А вот при сдаче фильма чиновники Госкино настаивали на том, что финал должен быть другим. Они хотели, чтобы Бузыкин окончательно выбрал жену. Либо был наказан. Однако режиссер наотрез отказался.

Много лет спустя Данелия резюмировал: «Если бы мне предложили сегодня переснять «Осенний марафон», я ничего не стал бы в нём переделывать. У меня всего три фильма, которые, можно сказать, получились почти на пятёрку: «Я шагаю по Москве», «Не горюй» и «Осенний марафон». 

«Вокзал для двоих», 1982 год

Под конец съемок актеры стали друг другу практически родными. Кадр из фильма

Еще одна совместная работа Басилашвили и Рязанова. В основу мелодрамы легла реальная история композитора Микаэла Таривердиева и актрисы Людмилы Максаковой, с которой у него был роман. Они вместе ехали в автомобиле, за рулем была она и сбила насмерть пешехода. Таривердиев взял вину на себя, за что был осуждён на два года. Позже композитора освободили по амнистии.

Действие фильма происходит в провинциальном и не существующем на самом деле городе Заступинске, а вот снимали его сразу в двух столицах - на Витебском вокзале в Ленинграде и Рижском вокзале в Москве.

Известно, что Олег Басилашвили стеснялся целоваться с Гурченко и едва не отказался сниматься в фильме, умоляя режиссера откровенные сцены убрать.

Вот как вспоминает Людмила Марковна работу с партнером по киноленте: «Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр - зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас, 28 градусов. Обоим хочется в уборную. А это ж поле голое, гора. Он с одной стороны пописал, я с другой. А к концу картины это был родной человек».

В 1983 году картина была признана «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран».

«Небеса обетованные», 1991 год

Олег Басилашвили сыграл в картине одного из жителей свалки - Фёдора Елистратова. Кадр из фильма

Социальная трагикомедия Эльдара Рязанова о ютящихся на свалке Москвы бездомных в 1992 году собрала сразу 7 наград на кинопремии «Ника» - за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру, роль второго плана (Лия Ахеджакова), музыку к фильму, работу звукорежиссера, художника и художника по костюмам.

Как вспоминал режиссер, съемки проходили в тяжелейших условиях: «Загнали на один из железнодорожных путей старый паровоз, который, как ни странно, добрался до места съемки своим ходом. Свезли остовы старых троллейбусов, ржавые милицейские будки, брошенные кузова автомобилей, построили голубятни, лачуги, сараи. Обставили убогое жилье мебелью-рухлядью».

Рядом с местом съемок не было ни жилья, ни туалета, ни ларьков или кафе. Актеры переодевались и гримировались прямо в автобусе «Мосфильма», на автобусе же им подвозили раз в день бутерброды и чай.  Было холодно, сыро, неуютно.

Олег Басилашвили сыграл в картине одного из жителей свалки - Фёдора Елистратова – стареющего наивного сластолюбца, который влюблен в юную пэтэушницу Жанну. Для героя Басилашвили она – ангел, хотя девушка отличается весьма фривольным поведением.

Кстати, «Небеса обетованные» - последний фильм Эльдара Рязанова, премьера которого состоялась в СССР как государстве.

«Мастер и Маргарита», 2005 год

Сериальный Воланд значительно старше своего литературного прототипа. Кадр из фильма

Экранизация знаменитого мистического романа Михаила Булгакова вышла на экраны телевизоров в 2005 году. Несмотря на талант  режиссера Владимира Бортко и по-настоящему звездный состав (помимо Олега Басилашвили, в картине снимались Александр Абдуллов, Александр Филиппенко, Кирилл Лавров, Сергей Безруков, Анна Ковальчук и др.), сериал получил весьма неоднозначные оценки. Так, писатель и журналист Илья Стогов назвал фильм «чудовищным», а булгаковед Филипп Стукаренко – «пустым, как фантик от конфеты».

Тем не менее, только в России картину посмотрели почти 40 млн человек.

Олег Басилашвили сыграл в «Мастере и Маргарите» ключевую роль – Воланда. Позже, отвечая на вопросы журналистов, не сташно ли было решиться на такую темную роль в произведении, которое осуждает РПЦ, актер отвечал: «Я много дискутировал о романе с отцами церкви. Думаю, что они очень тяжело заблуждаются. Если рассуждать логично, то Булгаков, сын высокопоставленного церковного деятеля, который идеально знал и Ветхий Завет, и Новый завет, и тексты, сопровождающие их, не мог быть антихристианином. Это христианский роман. Он несет людям убежденность, что существует некая высшая сила, которая управляет нами, которой нужно подчиняться. Это вовсе не Воланд! Это та сила, которую в романе воплощает Иешуа. Отцы церкви утверждают: нет, так писать нельзя, это библия Воланда. Что Булгаков хотел превратить этот роман в Библию, а настоящую Библию сжечь. Чистейшей воды глупости!»

Кстати, критики делали замечания по поводу внешности Воланда, которого сыграл Олег Валерианович. В романе о мессире говорится как о человеке неопределенно-средних лет, а Басилашвили в 2005 году был 71 год. Однако Владимир Бортко так парировал все нападки: «Есть два способа делать кино. Первый - делать «чистое кино». И второй - рассказать историю. Этот второй тип кино мне ближе. Но для того чтобы рассказать историю, нужен суперартист. Вот почему Олег Басилашвили».

Сериал получил премию «ТЭФИ-2006» в номинации «За лучшую режиссуру».

Справка

Олег Валерианович продолжает сниматься до сих пор. Так, в 2015 году он сыграл одну из ролей в комедийной мелодраме «Без границ». А на сцене родного БДТ, которому актер служит уже 55 лет, его можно видеть в трогательном дуэте с Алисой Фрейндлих в спектакле «Лето одного года».