Селфи с «Джокондой»? Пиотровский о культуре и современных технологиях

Александра Горбунова / АиФ

В эти дни в Зимнем дворце проходит масштабная выставка «История создавалась здесь», посвящённая юбилею революции. Многие из 250 экспонатов представлены впервые, а сама царская резиденция предстаёт такой, какой её ещё никто не видел: при помощи современных технологий зритель словно переносится на век назад.

   
   

- Михаил Борисович, на выставке главным героем по праву является Зимний, ведь 100 лет назад именно в его стенах происходили события, повлиявшие на судьбу всей страны. А как нам сегодня относиться к 1917-му? 

- Мнения в оценке революции до сих пор расходятся. Считаю, что к ней надо относиться спокойно и взвешенно, как к свершившемуся историческому факту. К сожалению, у нас сейчас вместо истории много памфлетов и публицистики. Необходимо развеять эти мифы, поэтому наша главная цель - показать подлинные, редкие экспонаты, без трактовки социальных потрясений. Да, революция в России изменила общественный строй, но размышлять об этом надо без истерик и полярных оценок, на основе документов.

Стали примитивнее?

- Революционные экспозиции вызвали огромный интерес, но вы не раз говорили, что Эрмитаж имеет право выбрать своего посетителя…

- Мы принимаем всех и стараемся, чтобы людям было удобно. Хотя такой подход не везде. В Музее современного искусства в Нью-Йорке, например, введены ограничения по количеству публики, действуют жёсткие противопожарные правила. 

В Эрмитаже одновременно могут находиться до 7 тысяч человек. Это предел. Бывает, что в залах не протолкнуться, в кассы - очередь. Но чтобы не томиться, можно взять электронный билет - для их обладателей сделан отдельный вход. Треть ходит бесплатно - школьники, студенты и льготные категории. Кроме того, существуют продлённые часы работы в среду и пятницу.

Растёт интерес и к Главному штабу, где сегодня находятся едва ли не лучшие наши коллекции, в том числе импрессионисты. Здание рассчитано на два миллиона посетителей в год. Но в музей нельзя «ногой открыть дверь». Требуется особое отношение, уважение. Так, в Эрмитаже, Лувре разрешено фотографировать, но я не очень понимаю, когда делают селфи - и на картины почти не смотрят. 
К сожалению, в наше время люди стали более примитивными. 

   
   

Я не очень понимаю, когда делают селфи - и на картины почти не смотрят. К сожалению, в наше время люди стали более примитивными.

- В Эрмитаже немало делается и для комфорта особых посетителей. Недавно большой резонанс вызвала выставка японского художника-аутиста

- Работы таких мастеров выставляются у нас не первый раз. Считаю, что нестандартный взгляд на мир придаёт им особую ценность, позволяет выйти за рамки привычного, линейного мышления. Также в музее действует уникальная программа «История на кончиках пальцев» для слабовидящих детей, которые занимаются археологией, и ребят с дислексией - нарушением способности к чтению и письму.
Сейчас мы будем расширять это направление. Обдумываем, как сделать так, чтобы слепые могли изучать экспонаты на ощупь. В целом же в Эрмитаже всегда много школьников, студентов, проводятся уроки арт-терапии даже для будущих мам. Это правильно, потому что наша основная аудитория - дети. Маленьких ещё можно приучить к хорошему. Потом поздно. Ведь главная задача музея - воспитание вкуса. И не просто красиво-некрасиво, а нельзя. Нельзя так делать, поступать. Этому учит искусство. Поэтому у нас столько кружков, студий, есть студенческий клуб. В нашем отделении в Амстердаме тоже есть детский Эрмитаж, где юные рисуют, пишут. Надо бороться за то, чтобы люди всё время приобщались к культуре.

Каток на Дворцовой 

- Три года назад Эрмитажу передали Биржу. Планировалось, что уже в 2017-м она будет восстановлена. Судя по всему, новоселье откладывается? 

- Здание оказалось более проблемным, чем мы предполагали. В тяжёлом состоянии фундамент, там обнаружены пустоты, в которые нужно закачивать бетон. Предстоит работа и с кровлей, сейчас её просто покрасили, но затем нужно поставить аппаратуру для кондиционирования. 

Если подытожить, восстановление Биржи пройдёт в три этапа. На первом, который завершится в 2017 году, специалисты укрепят фундамент. На втором - отремонтируют крышу, инженерные коммуникации. Третий отдан для размещения экспозиции. Пока ориентировочно открытие запланировано на 2019 год.  Практически готова и концепция использования. 

В Бирже расположится Музей геральдики. Именно в этой обстановке лучше всего проводить церемонии, связанные с награждениями и другими важными событиями и датами в жизни города и страны. На мой взгляд, территория вокруг Биржи лучше, чем Дворцовая площадь, подходит и для массовых мероприятий. 

- Кстати, о Дворцовой. Недавно вы сказали, что проиграли битву за главную площадь города. 

- Вынужден признать. Здесь проходит много праздников, что оборачивается постоянными стройками сцен, трибун, палаток, нарушающими восприятие архитектурного ансамбля. Парадокс в том, что в числе организаторов часто выступают различные комитеты администрации. Получается, нужно бороться с городской властью. Абсурд…

В целом же музей сталкивается с диким количеством безумных идей. Так, мы резко возражали против путешествий руферов по крышам Зимнего, хотя их предложили внести в перечень городских экскурсий. Не разрешили запускать дроны, опасные для скульптур и Александровской колонны. 
К юбилею революции на площади предлагалось вновь устроить каток и показать ледовую оперетту «Принцесса Анастасия». И неизвестно, чем бы всё закончилось, но помогла «Матильда» (улыбается). Организаторы, увидев, какой протест может возникнуть, в том числе со стороны официальных лиц, отменили шоу. 

Тачскрины в Эрмитаже

- Вы активно используете современные технологии. Недавно в Эрмитаже сняли виртуальный фильм. Зрителю достаточно надеть специальные очки - и он становится участником исторических событий. Не заменит ли Интернет реальное посещение музея?

- Он нам нисколько не мешает, наоборот, помогает. Привлекает людей, позволяет увидеть детали. Фильм «Путешествие в историю с Хабенским» покажет то, чего нельзя увидеть в музее. Тачскрины мы ставим в залах, когда нужно разъяснить что непонятно. Это как помощь и поддержка. Такие вещи могут быть полезными, но они не отменят у человека желания приехать в Эрмитаж.

Фото: Государственный Эрмитаж

Ведь чем отличается музей? Здесь работают с подлинными вещами, а их в нашей жизни почти не осталось. Люди это понимают, поэтому стоят в очереди, чтобы увидеть настоящую картину, которую на экране можно посмотреть ещё в большем разрешении. Хочется, чтобы человек посмотрел - что-то почувствовал - почитал, подумал - пришёл снова. Но это в идеале.

- На днях вы открыли в Омске «Дни Эрмитажа», а также посмотрели, как строится новый комплекс «Эрмитаж-Сибирь». Какие впечатления?

- Самые положительные. На этой площадке я был впервые. Видел, конечно, проект на картинках, но сейчас воочию оценил ещё и место. Когда реконструкция завершится, раз в полгода будем привозить сюда большую выставку, проводить лекции и мастер-классы. Меня местные художники спросили, как всё же посмотреть главную коллекцию в Петербурге, потому что из Омска ехать далеко и дорого. Думаю, государство должно дотировать внутренний туризм. Сорок лет тому назад каждый житель Советского Союза знал, что однажды он приедет в Эрмитаж. Этот вопрос даже не стоял. Сейчас слетать в Париж дешевле, чем в Омск. Невозможно, чтобы так продолжалось. 

- 16 ноября в Петербурге открывается Международный культурный форум, где Эрмитаж станет одной из главных площадок. Знаю, что собираетесь провести марафон «Вся власть музеям!». Снова революция? 

- Потрясений уже достаточно, но дискуссию о самых острых проблемах обязательно поднимем. Среди тем - сохранность и доступность культурного наследия, в том числе в условиях военных конфликтов. В один из дней форума мы передадим сирийской стороне 3D-модель Пальмиры. Это серьёзная работа, мощная геофизическая схема, которая сейчас завершена. Пойдёт речь и об использовании копий, частных коллекций на примере Новой Голландии. Запланировано свыше 70 различных мероприятий. К нам приедут «Метрополитен музей» из США, представители Британской академии, коллеги из Швеции, Голландии, Испании, Франции и т. д. Интерес огромен, что ещё раз подтверждает: ни о какой изоляции нет и речи. Российская культура и Эрмитаж остаются одними из самых ярких явлений в мире.