Умер от измены и угроз
Дельвиг происходил из дворянской семьи. Его отец был помощником коменданта московского Кремля, а мать принадлежала к древнему роду Красильниковых. Родители мечтали дать сыну хорошее образование, поэтому отправили учиться сначала в частный пансион, где Дельвиг проявил большой интерес к русской словесности и отсутствие способностей к точным наукам.
В 13 лет Дельвиг стал лицеистом. Розовощёкий, пухлый и неуклюжий мальчик получал нелестные отзывы педагогов: «Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всём, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нём примечается склонность к праздности и рассеянности», – так описывали лицеиста. Пусть Дельвиг и отличался ленью в юношестве, однако во взрослом возрасте он показал свои решительность и силу характера.
Дельвиг беспощадно критиковал литературную жизнь России. В своей «Литературной газете» высказывался против, к примеру, романа Булгарина «Иван Выжигин», хорошо принятый публикой. Конечно, это принесло Дельвигу неприятности – на него нападал Цензурный комитет, а шеф жандармов граф Бенкендорф требовал постоянных объяснений от Дельвига. Стресс сильно ударил по здоровью поэта. Окончательный удар он испытал незадолго до смерти, в ноябре 1830 года, – Бенкендорф обещал сослать Дельвига в Сибирь. Уже дома Антон Антонович слёг в приступе лихорадки и вскоре умер.
Кстати, есть версия, что в это же время Дельвиг испытал другое потрясение – измену молодой супруги Софьи Салтыковой. На красавицу многие заглядывались, и, по одной из версий, супруга Дельвига изменила мужу с его родным братом.
Александр Пушкин так отреагировал на уход друга: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть».
Попал на каторгу
Такую характеристику Кюхельбекеру давали педагоги: «Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, от того в вещах его мало порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен, с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях, приметны некоторое напряжение и высокопарность, часто без приличия… Раздражённость нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинениями».
Но Вильгельм всё равно писал стихи, как и многие лицеисты. Кстати, однажды Кюхельбекер вызвал на дуэль самого Пушкина – причиной стала очередная ироничная рифма о Кюхле. Правда, несмотря на ссору, Пушкин и Кюхельбекер остались близкими товарищами.
После окончания лицея Вильгельм был зачислен в Коллегию иностранных дел. Однако там не задержался – ушёл преподавать русскую литературу в Благородном пансионе, но и оттуда быстро ушёл, поговаривали, что из-за неудачного романа. Кюхельбекер успел пожить в Европе, но был вынужден вернуться в Россию, так как обратил на себя внимание властей «вольнолюбивой» лекцией по русской словесности. Затем началась работа на Кавказе.
Кюхельбекер был одним из участников событий 14 декабря 1825 года, он, как и другие декабристы, вышел на Сенатскую площадь и выстрелил в брата императора – князя Михаила Павловича. Но пистолет дал осечку. Такой поступок стоил ему свободы – Вильгельма приговорили к 20 годам каторжных работ и отправили в ссылку в Сибирь. В заключении он тяжело болел и ослеп. Скончался Кюхельбекер в Тобольске в возрасте 49 лет от чахотки.
Друг бесценный…
После окончания учёбы Пущин служил в конной артиллерии, а ещё был участником тайного общества «Священная артель», своего рода преддекабристской организации. Немудрено, что в событиях 1825 года Пущин также принимал активное участие. Пойман он был не сразу – на следующий день после событий 14 декабря к Пущину приходил его лицейский друг и, жертвуя карьерой, предлагал оперативно сделать паспорт, чтобы бежать в Лондон. Пущин отказался, посчитав неправильным предавать товарищей.
За участие в «умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного» Иван Иванович был приговорён к смертной казни через повешение. Однако приговор отменили, заменив его на 20 лет каторги в Сибири. Только в 1856 году, то есть в возрасте 58 лет, Пущин оказался на свободе. Через год он женился на вдове декабриста Михаила Фонвизина – Наталье Апухтиной. Но брак продлился недолго: 3 апреля 1859 года Иван Пущин скончался в имении Марьино. Были у декабриста и дети – внебрачная дочь Анна, которая появилась на свет во времена ссылки Пущина. Также он усыновил мальчика Ивана.
Последний канцлер
«Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе – фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей», – писал о нём Пушкин.
В списке выпускников лицея Горчаков находился на 1-й позиции и начал работу в Министерстве иностранных дел. К 1856 году он возглавил ведомство, а в 1867 году бывший приятель поэта становится канцлером Российской империи – высшая должность в государстве, которую мог занять не член императорского дома. Успешной была и его личная жизнь – Горчаков заключил брак по любви, его супруга, первая красавица Москвы Мария Мусина-Пушкина (дальняя родственница поэта) родила ему двух сыновей. К сожалению, Горчаков рано овдовел, но до самой старости пользовался популярностью у знатных дам. Считается, что его последней спутницей была графиня Надин Богарне (на 40 лет моложе Горчакова), которую считают прототипом Элен Безуховой из романа Толстого «Война и мир». Горчаков пробыл канцлером до самой своей смерти, и больше эта должность в истории России никому не присваивалась. Последний канцлер Российской империи, ушедший из жизни весной 1883 года в возрасте 85 лет, оказался и последним лицеистом того самого первого, самого блестящего пушкинского класса.