Три брака, три дочери? Какие легенды связывают с матерью Богородицы

«Святая родня» — изображение семьи святой Анны с её многочисленными внуками. © / Public Domain

В Нью-Йорке в Метрополитен-Музее хранится известная картина Альбрехта Дюрера, изображающая младенца Иисуса с девой Марией. Казалось бы, знакомый сюжет, который вдохновлял на протяжении веков многих художников, но эта картина особенная - здесь центральной внимание занимает не Богородица с ребенком, а фигура женщины в белом одеянии. Она облачена в покрывало, закрывающее по нюрнбергской моде подбородок. Это Святая Анна – мать Марии и бабушка Христа.

   
   

Эта женщина словно возвышается над дочерью и внуком. Ее рука в знак защиты покоится на плече. Искусствоведы сходятся во мнении, что при написании Анны немецкому живописцу позировала его жена Агнеса.

Встреча у Золотых ворот

«Мадонна с младенцем и святой Анной». Картина Дюрера. На полотне изображены представители сразу трёх поколений. Фото: Public Domain

Изображение матери Богородицы часто можно встретить в иконографической композиции «Святая родня», которая была популярна в западноевропейском искусстве. На ней художники изображали многочисленную семью Иисуса Христа: его бабушку святую Анну со всем её потомством — тремя дочерьми и внуками, из которых пятеро стали апостолами.

Считается, что во всех изображения Святой родни доминирующую роль играли именно женщины. Чаще всего центральной фигурой на холсте была Анна. Дева Мария сидела рядом с ней, или зачастую чуть пониже. По сторонам от них располагались две другие дочери Анны. Дети играли на полу или сидели на коленях матерей.

В стандартной полной версии картины насчитывается 17 человек: 6 мужчин, 4 женщины и 7 детей. Это Анна, три мужа, три дочери, которых звали Мариями, три зятя и семь внуков.

Считается, что Мария была младшая дочь священника из города Аарона. Со своим супругом Иоакимом они жили в Назарете Галилейском. За 50 лет брака у них не было детей. Однажды ее супругу, опечаленному отсутствием детей, в пустыне явился ангел, который сообщил, что у них с Анной скоро родится дочь. Обрадованный, тот поспешил домой. У Золотых ворот Иерусалима его ждала Анна. Момент их встречи стал одним из популярных сюжетов для иконописцев. На ней изображен поцелуй и объятия, согласно которым и произошло  непорочное зачатие Девы Марии. Католики даже отмечают 8 декабря праздник - день зачатия Богородицы.

«Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460, Старая Пинакотека. Фото: Public Domain

О том, что у четы родилась необычная девочка, стало сразу понятно. В 6 месяцев Анна поставила дочь на ножки. Но та, сделав семь шагов, решила вернуться на руки к матери. Этот поступок родители интерпретировали, как то, что Мария не хочет ходить по земле, пока не взойдет в храм Божий. В итоге для девочки в доме отвели особое место в спальне, чтобы «ничто нечистое» не могло навредить малышке.

   
   

Когда ей исполнилось три года, девочку отвели в храм. К всеобщему изумлению, без посторонней помощи девочка пошла по ступенькам наверх, где ее уже встретил первосвященник Захария.

Родственные связи

Данных о родственниках Анны в Евангелиях мало. Внебиблейские источники указывают, что после смерти отца Марии – Иоакима – она еще дважды была в браке. У Анны родились  еще две дочери, которых также звали Мариями.

«Святая родня с мистическим обручением св. Екатерины» (В центре вдвоем Святая Анна и её старшая дочь Дева Мария). Фото: Public Domain

Вторым мужем Анны стал Клеопа, младший брат Иоакима. В этом союзе появилась на свет Мария Клеопова  - одна из жен-мироносиц. Поскольку православная и католическая церкви отрицала наличие у Иисуса родных братьев, Клеопова дочь в святых писаниях отождествлялась с Марией — матерью Иакова, Иосии и Иуды. Ее еще иногда называли «Другой Марией».

Третьим супругом Анны называют Саломия. Их общей дочерью стала Мария Зеведеева (Саломея). Ее два сына – Иаков и Иоанн – стали одними из двенадцати апостолов, ближайших учеников  Иисуса Христа.

Мазолино или Мазаччо. Ок. 1424 год. Фото: Public Domain

Стоит отметить, что концепция трех браков Анны называется tribimum. В середине XVI века она была осуждена Тридентским собором. Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только один раз. Этого же мнения придерживается вся православная традиция.

Культ Анны была популярен на Западе на исходе Средневековья. Она считалась целительница болезней, особенно чумы. В то же время в искусстве все чаще изображалась Anna selbdritt , что в переводе означала «Анна-втроём»

Если сперва такие иконы отличались статичностью, то в начале XVI века иконографический тип «Анна втроём» стал приобретать большую динамичность. Связь персонажей друг с другом стала создаваться последовательностью «жестов, улыбок, взглядов». К такому жанру относится и картина Альбрехта Дюрера, и Леонардо да Винчи, известная как «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Во время Реформации изображения святой Анны, как персонажа, не упоминающегося в канонических Евангелиях, стали жертвами иконоборцев. Историки считают, что в течение XVI столетия, вероятно, было уничтожено значительное число подобных произведений.