У поэта всякий день дуэли. В жизни Пушкина насчитывают от 28 до 30 поединков

Поводом для поединка могло быть всё что угодно. © / Public Domain

Пушкин был отчаянным дуэлянтом. Только за два года, с 1820-го по 1822-й, произошло 15 «дуэльных историй». Большинство, к счастью, не состоялись, иначе великий поэт мог быть убит ещё раньше.    
   

С кем дрался автор «Евгения Онегина» и «Полтавы»? Что служило поводом для выяснения отношений? Кто его обижал, и кого он сам мог оскорбить? Попробуем разобраться.

Стрелялся из-за танцев?

Первая дуэль состоялась в 1816-м, когда Пушкину исполнилось всего 17 лет. Причём юный гений решил стреляться со своим двоюродным дядей Павлом Ганнибалом. Всё происходило в родовом имении Михайловское, а поводом, по нынешним меркам, стал сущий пустяк. Пушкину очень понравилась дочь генерала, и когда местная знать устроила бал, он постоянно танцевал только с прекрасной барышней. Однако на котильон её увёл Ганнибал. Пушкин тут же вызвал родственника на дуэль.

Сейчас это кажется глупостью, но тогда каждый танец в иерархии бала имел своё значение. Вспомним роковую мазурку в «Анне Карениной» Льва Толстого: Вронский не замечает Кити, приглашает Анну, и её жизнь летит под откос. С вспыльчивым Александром тогда всё закончилось благополучно. Дядя даже выдал экспромт:

«Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала;
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал!»
 

А Пушкин впоследствии отразил сцену бала и ссоры друзей в «Евгении Онегине». Правда, в романе всё закончилось трагически: Онегин убил Ленского. Однако в реальной жизни для поэта эта первая дуэль стала как спусковой крючок. Через год он вызвал на поединок своего друга Петра Каверина. Повод – тот сочинил шутливые, но острые стихи. В 1819-м снова к барьеру. На этот раз с поэтом Кондратием Рылеевым. Здесь повод был серьёзнее. Рылеев пересказал в светском салоне сплетню, будто Пушкина за крамольные стихи высекли в тайной канцелярии. В итоге соперники выстрелили в воздух.

«У господина Пушкина всякий день дуэли; слава богу, не смертоносные, так как противники остаются невредимы», – писала в 1820 году Екатерина Карамзина. Дрался он даже с лицеистами, которых всегда нежно любил и уважал. Конфликт, например, произошёл с однокашником Модестом Корфом, тогда служащим министерства юстиции. Повод – слуга Пушкина был пьян и стал угрожать слуге Корфа. В итоге барон избил нетрезвого хулигана. Пушкин обиделся за своего человека и вызвал Корфа. Тогда же произошла ещё одна дуэль с майором Денисевичем. Якобы Пушкин вызывающе вёл себя в театре, и Денисевич сделал ему замечание. Снова вызов, но вмешались секунданты, и майор принёс извинения. Пушкина они устроили, дуэль отменили.

   
   

Целился в лоб

Несколько дуэлей произошло и во время южной ссылки. В Кишинёве поэт собирался стреляться с бессарабским помещиком, затем молдавским писателем Иваном Руссо. Александр Сергеевич считал его лицемером, откровенно не любил и во время застолья крикнул, что «он не Жак-Жак, а просто рыжий дурак». Тот потребовал сатисфакции, но постепенно страсти улеглись.

Однако не всё завершалось миром. Пять дуэлей Пушкина были по-настоящему опасными и могли в любой момент закончиться трагически. Видимо, судьба его хранила. Первый раз по-настоящему поэт стрелялся в том же 1819-м. Как ни удивительно, но его противником стал давний лицейский друг Вильгельм Кюхельбекер. Кюхля, как его звали в Лицее, обиделся за эпиграмму.

«За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья
И кюхельбекерно, и тошно».
 

Сегодня трудно сказать, что так серьёзно оскорбило друга, но факт остаётся фактом: несмотря ни на какие уговоры, Кюхля вызвал Пушкина на поединок. Говорят, целился в лоб, выстрелил первым и не попал. Пушкин, не глядя, разрядил пистолет в воздух, после чего они обнялись и помирились.

Ещё один жёсткий поединок произошёл в 1822-м, тогда противником поэта был полковник Семён Старов. Причина – инцидент в ресторане, опять из-за музыки и танцев. В казино офицер полка, которым командовал Старов, заказал кадриль, Пушкин – мазурку, которую и сыграл оркестр.

Военный не стал объясняться, тогда к поэту подошёл Старов. Извиняться никто не захотел, в итоге дуэль. Стрелялись с 12 шагов. Неизвестно, чем бы всё закончилось, но спасла метель. Она так разыгралась, что поединок пришлось отложить. Встретились на следующий день, сначала «в ресторации». Далее современники приводят такой диалог. «Я всегда уважал вас, полковник, и потому принял ваш вызов», – признался Пушкин.

«И хорошо сделали, Александр Сергеевич, – ответил Старов. – Должен сказать по правде, что вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете». Старов был героем Отечественной войны 1812 года, и его слова привели поэта в восторг. Вскоре они стали друзьями.

Ещё один случай на грани произошёл во время конфликта с прапорщиком Генерального штаба Зубовым. В ходе карточной игры Пушкин уличил его в шулерстве. Назначили дуэль, на которую Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. В результате Зубов промахнулся, а Пушкин от выстрела отказался. Затем этот эпизод он включил в повесть «Выстрел».

Шесть лет ждал, чтобы отомстить

Гибелью мог закончиться поединок и с графом Фёдором Толстым, родственником знаменитого автора «Войны и мира». Известный авантюрист, картёжник, путешественник он прекрасно стрелял (на дуэлях убил 11 человек), обладал выдержкой, хладнокровием, умел и любил рисковать. Именно он запустил сплетню, что Пушкина высекли в тайной канцелярии за неугодные власти стихи. Пушкин вычислил обидчика и вызвал на дуэль. И здесь снова помеха – ссылка. В итоге противники обменялись ядовитыми эпиграммами. Пушкин назвал Толстого «глупцом и развратником», а Толстой пригвоздил его «Чушкиным».

Шесть лет, пока длилась ссылка, Пушкин ждал возможности отомстить и как только получил свободу, тут же прислал Толстому вызов. Наверное, им обоим повезло, что графа тогда не было в Москве. А затем друзья сделали всё возможное, чтобы погасить вражду. Впоследствии Толстой и Пушкин помирились и даже вместе играли в карты.

Однако наступил 1837 год. Ещё раньше поэт получал анонимные пасквили и был уверен, что это дело рук Жоржа Дантеса, который откровенно ухаживал за женой Пушкина. Ситуация предельно накалилась, когда Дантес женился на родной сестре Натальи Николаевны и на правах родственника стал бывать у них в доме, откровенно флиртовать. Итог мы знаем. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Условия были смертельными: 20 шагов к барьеру, так что даже с не пристрелянного пистолета невозможно промахнуться. Драться не до первой крови, а до смерти.

Известно, что Дантес, не дойдя до барьера один шаг, выстрелил первым. Стрелял на поднятии пистолета, так что пуля, раздробив тазобедренный сустав, вошла глубоко. Начался воспалительный процесс, перитонит. Через три дня «солнца русской поэзии» не стало. Пушкину было всего 37 лет.

Мнение эксперта: «Сознательно шёл к пропасти»

Историк, писатель, автор книги «Гибель Пушкина. 1831-1836» Яков Гордин:

«Трагедия поэта ассоциируется с его последней дуэлью. Но мне представляется, что поединок с Дантесом – лишь разрешение гораздо более глубокой человеческой драмы. И началась она 8 сентября 1826 года, в день знакомства Александра Сергеевича с Николаем I. Известно, что их отношения не складывались гладко, хотя император и назвал Пушкина «умнейшим человеком России. Тогда, в день первой встречи, поэту были даны серьёзные гарантии и относительно его судьбы, и будущего России. Опираясь на них, Пушкин и выстраивал свою жизненную стратегию. Однако обещания выполнены не были, и это стало одной из составляющих гибели.

Я уже не говорю об унизительной истории пожалования Пушкина в низшее придворное звание – камер-юнкеры. Не надо считать императора глупцом, действовавшим исключительно из прихоти. Он бывал очень точен в своих действиях. Претензии поэта на роль руководителя общественного мнения были для него неприемлемы. Одним движением он всё ставил на место. Камер-юнкер не мог быть духовным вождём России.

Усугубляла сложившуюся ситуацию и финансовая яма, из которой поэт никак не мог выбраться. Начало этому было положено неудачной карточной игрой ещё в юности – уже к моменту женитьбы у Пушкина были приличные долги. А на них нарастали новые. Конечно, он мог подать в отставку, бросить столицу, забрать семью и уехать в деревню. Там выживать было бы проще. Но тогда ему закрыли бы доступ в архивы, и он не смог продолжать работу над «Историей Петра I», которая всё равно не принесёт ему доходов! И Пушкин остаётся, двигаясь к пропасти совершенно сознательно. В год, предшествующий его гибели, Александр Сергеевич спровоцировал три дуэльные ситуации! Которые по разным причинам удалось разрешить бескровно. Поэтому на месте Дантеса мог оказаться и другой человек».