В день юбилея Островского о нем рассказал зам худрука Александринки

репродукция

12 апреля 1823 года – 200 лет назад – родился русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, – Александр Островский. Его пьесы, несмотря на то, что написаны в позапрошлом веке, очень популярны в современном мире. Почему – рассказал заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров. Интервью с ним публикует «Петербургский дневник».

   
   

«Потому что он создал русскую человеческую комедию. Если Бальзак создал французскую, то Островский – русскую. Он показал широкую картину русской жизни и разные слои общества. Собрание человеческих типов, характеров, особенностей темперамента, менталитета. То есть если мы говорим, что Пушкин – это энциклопедия русской жизни, то Островский – трижды энциклопедия. Вот поэтому каждая эпоха, которая обращается к его творчеству, обязательно находит в нем что-то важное и новое для себя» – объяснил он.

При этом Островский прежде всего был новатором, авангардистом. Он мечтал перевернуть театр, и он, на его взгляд, должен был очень точно отражать современную реальность взамен театральной, которую его последователи считали искусственной, не соотносящейся с жизнью.

Поначалу некоторые считали Островского даже маргинальным писателем. И прошло около десяти лет между тем, как начал он писать, и тем, как его пьесы стали появляться на сцене. Только в 1853 году они были поставлены, и русский язык обогатился той лексикой, которая пришла от самых широких слоев населения. То, что еще вчера казалось маргинальным, было признано отображением жизненной реальности.

При этом он с удовольствием путешествовал, знал языки, был замечательным знатоком европейской драмы и успешным переводчиком. Был человеком очень любознательным и широко образованным, открытым миру. Его брат занимал пост министра императорского правительства, и драматург был своим человеком в высшем обществе. Островского любил Александр III, который считал его лучшим драматургом.

К слову, в Александринском театре были поставлены все его пьесы. И получилось так: в Москве дом Островского, а в Петербурге – площадь Островского.

«Это не случайно. Потому что Александр Николаевич чувствовал себя здесь как дома», – заключил Александр Чепуров.

   
   

Ранее в Петербурге открылась четвертая по счету конференция, посвященная русским театрам за рубежом. Она посвящена 25-летию международного фестиваля «Встречи в России». А сам фестиваль в том числе приурочен к 200-летию со дня рождения драматурга Александра Островского. До 16 апреля на сцене представят свои постановки ведущие театральные коллективы из десяти стран СНГ.