Предательство, измена и любовь. Пять мужчин в жизни Веры Комиссаржевской

Оставив сцену Александринского театра, Комиссаржевская открыла собственный Драматический театр в здании петербургского «Пассажа». © / Public Domain

Федор Комиссаржевский

Федор Петрович Комиссаржевский, отец Веры, был известным тенором, выступавшим на сценах Рима, Милана и Опорто. В Петербурге он блистал в Итальянской опере и в Мариинском театре.

   
   

Будучи педагогом по вокалу, он давал уроки дочери командира Преображенского полка Марии Николаевне Шульгиной,  в которую неосторожно влюбился. Итогом этого чувства стало то, что молодые тайно обвенчался в Царском Селе. В этом браке родились три дочери – Вера, Надежда и Ольга.

Фёдор Комиссаржевский, первый исполнитель роли Лжедмитрия в опере «Борис Годунов». Фото: Public Domain

В семье всегда царила творческая атмосфера. В гости к Комиссаржевским приходили известные музыканты, певцы и композиторы, многие из которых прочили дочерям  Федора Петровича актерское будущее. Девочки были хорошо воспитаны, обладали прекрасной памятью и активно принимали участие в домашних спектаклях, устраиваемых родителями. 

Семейная идиллия закончилась, когда во время одних из гастролей Комиссаржевский познакомился с литовской княжной Курцевич, ради которой решился бросить жену и трех дочерей. Бракоразводный процесс оказался не из легких. Марии Николаевне пришлось продать поместье Марьино под Вильно, чтобы оплатить расходы. Она с дочерьми оказалась в трудном положении, не только моральном, но и финансовом.

Федор Петрович же сочетался браком второй раз. В новом союзе у него родился сын, которого назвали как и отца – Федором. Годы спустя он стал основателем театра имени В. Ф. Комиссаржевской, а после эмиграции - известным театральным режиссёром в Англии.

Стоит отметить, что отношения между Комиссаржевским с дочерьми не прекращались. После того, как в 1890 году он расстался с Курцевич, Вера и Ольга переехали к нему.

Под его влиянием они посещали оперный класс «Общества искусства и литературы», который вел их отец. Вера обладала красивым контральто, и он надеялся, что дочь сделает блестящую карьеру профессиональный певицы. Однако катар горла помешал этим планам, и Вере оставался лишь один путь на сцену – путь драматической актрисы.

   
   
Вера обладала красивым контральто, и отец надеялся, что дочь сделает блестящую карьеру профессиональный певицы. Фото: Public Domain

Граф Владимир Муравьев

Красавец, самовлюбленный гуляка, жестокий эгоист, но талантливый художник, умевший мастерски передавать сумерки, свежесть утреннего леса и тишину прогулок, граф Владимир Муравьев сыграл решающую роль в жизни Веры. Исследователи ее творчества предполагают: не встреть она его на своем пути, мир искусства мог бы и не получить талантливую актрису.

Актриса вспоминала позже: «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц». Фото: Public Domain

Знакомство с этим мужчиной стало настоящей катастрофой для Веры Федоровны. Сын герольдмейстера и внук первого графа Муравьева, получившего свой титул за подавление восстания в Польше, с первого взгляда был очарован дочерью знаменитого тенора. Своим обаянием он смог завоевать ее сердце, и пара сочеталась браком. Это произошло вскоре после развода родителей Веры Федоровны.

Несмотря на то, что Вера всячески пыталась создать семейный уют и быть для супруга опорой и поддержкой, Владимир быстро заскучал и стал поддаваться искушениям светской жизни – алкоголю и вниманию женщин. Между супругами происходили громкие скандалы. Через пару лет брака граф стал оказывать недвусмысленные знаки внимания младшей сестре жены – Надежде. Между ними завязался роман.

Когда Вера узнала о двойном предательстве, она заболела. Душевная боль, которую она пережила, была так велика, что она впала в помешательство, выйти из которого смогла только при помощи врачей. Месяц, проведенный в сумасшедшем доме, изменил ее.

Актриса вспоминала позже: «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц». 

Когда пара подала на развод, Надежда была уже в положении.  Владимир Муравьев вскоре женился на ней, но и во втором браке не изменил своим привычкам.  Годы спустя сестра Веры вспоминала садистские выходки мужа: «в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать». 

Второй брак также оказался недолговечным. Знакомство с Владимиром Муравьевым сестры пытались забыть как страшный сон. Несмотря на большое количество поклонников, Вера Комиссаржевская больше не выходила замуж.

Владимир Муравьев был талантливым художником, умевшим мастерски передавать сумерки, свежесть утреннего леса и тишину прогулок. Фото: Public Domain

Евтихей Карпов и Николай Ходотов

Евтихей Павлович Карпов около тридцати лет отдал Александринскому театру. Сын почтмейстера не сразу пришел к делу своей жизни. На волжском буксироном пароходе он успел поработать юнгой, не боясь физической работы, пахал землю, и как мог «ходил в народ».  По делу о типографии «Земли и воли» он был арестован и сослан. Там, в ссылке он и начал ставить спектакли, задействую в качестве актеров ссыльных и солдат. Позже, оказавшись в Петербурге, он  возглавил «Невское общество народных развлечений». В 1896 году он стал главным режиссёром русской драматической труппы в Санкт-Петербурге. В этот же год в город на Неве вместе с матерью и сестрой Ольгой переезжает  32-летняя Вера Федоровна и поступает в труппу Александринки. К тому моменту у нее за плечами около 60 ролей, сыгранных в Вильно в антрепризе Незлобина.

С Евтихеем Карповым, несмотря на разные взгляды на искусство, у нее сложились близкие романтические отношения. В Александринском театре под его руководством она играет роль Ларисы в «Бесприданнице», Маргариты в «Фаусте» и роль Нины Заречной в знаменитой чеховской «Чайке», премьера которой состоялась 17 октября 1896 года.

С Евтихеем Карповым, несмотря на разные взгляды на искусство, у Веры Комиссаржевской сложились близкие отношения. Фото: Public Domain

Через два года Комиссаржевская обратила внимание на своего молодого коллегу Николая Ходотова, с которым играла во многих спектаклях. Несмотря на то, что он был моложе ее на 14 лет, между ними начался бурный роман, подтверждением которого стали около 400 писем, написанных Верой Федоровной. В них она всегда подписывалась «Ваш Свет…».

Несмотря на то, что отношения с Евтихеем Карповым и Николаем Ходотовым длились недолго, Комиссаржевская оказала большое влияние на их жизнь. Карпов пережил ее на 16 лет. В своем завещании он просил похоронить его на кладбище Александро–Невской лавры, невдалеке от могилы любимой актрисы.

Всеволод Мейерхольд

Решив открыть собственный Драматический театр, Вера Комиссаржевская пригласила в 1906 году на должность главного режиссера Всеволода Мейерхольда.

Вера Комиссаржевская пригласила в 1906 году на должность главного режиссера Всеволода Мейерхольда. Фото: Public Domain

«Вы посмотрите, это совсем, совсем новый человек!» — говорила она, заключая с ним союз.

И он не разочаровал ее. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, среди которых были «Жизнь человека» Леонида Андреева, «Геда Габлер» Ибсена и «Сестра Беатрису» Мориса Метерлинка. Это стало началом «театра условности» в России.

Сам Мейерхольд ценил талант Комиссаржевской. Он признавал, что он «была великая драматическая актриса своего века», но самый «век» был, по его мнению, повинен в обеднении ее актерских «ресурсов»: «Она обладала огромной артистической жизнерадостностью, но в то время это никому не было нужно»; «время, в которое она жила, требовало от нее не всех красок, которыми она обладала»

Взгляды режиссера, стремившегося к новаторству и смелым экспериментам, и Комиссаржевской, мечтавшей о «театре обнаженных страстей», слишком расходились. Вскоре между ними стало чувствоваться противостояние, вылившееся в открытый конфликт. Вера Федоровна признавалась, что «задыхается» в собственном же театре.

В одном из открытых писем она заявила режиссеру: «Путь, ведущий к театру кукол, — это путь, к которому вы шли все время. Я смотрю будущему прямо в глаза и говорю, что по этому пути мы вместе идти не можем, путь этот ваш, но не мой…» 

Разрыв с Мейерхольдом, неудачная попытка сотрудничества с поэтом-символистом Валерием Брюсовым вскоре привели к тому, что Вера Комиссаржевская разочаровалась в своем детище и в 1909 году ушла из театра. Одержимая новой идеей о создании театральной школы, он отправилась на гастроли, ставшие последними в ее жизни.