Выдающийся русский художник-авангардист Аристарх Васильевич Лентулов появился на свет ровно 135 лет назад – 16 января 1882 года. Живописец, перед которым закрыла свои двери Императорская Академия художеств, благодаря своему таланту прославился на весь мир.
SPB.AIF.RU вспомнил пять известных работ авангардиста Аристарха Лентулова.
Автопортрет в красном (1908)
Будущий художник появился на свет под Пензой в семье сельского священника. Образование он получил в Пензенском, а затем и Киевском художественном училище. В возрасте 24 лет Лентулов попал в Петербург – он жаждал обучаться в Академии художеств. Только поступление оказалось провальным. Дерзкий нрав молодого мастера и творческий нонконформизм сыграли свою роль. Когда преподаватель спросил у него, откуда у модели-натурщицы на его работе на носу взялся зеленый цвет, Лентулов без церемоний ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль».
Далее Аристарх Васильевич познакомился с выдающимися личностями в отечественном искусстве начала XX века. Он водил дружбу с Натальей Гончаровой, Николаем Кульбиным, братьями Давидом и Николаем Бурлюком.
До 1910 года художник посещал индивидуальные занятия в частной студии Дмитрия Кардовского, вырабатывая свой неповторимый, «солнечный» стиль. Его способности не остались без внимания. Критики называли его талант «ясным» и «радостным». Осенью Лентулов уехал в Париж, где познакомился с современным искусством и музейными собраниями французской столицы. Там его привлекли приверженцы кубизма Дерен, Леже и Ле Фонокье. Ему даже удалось заниматься в Академии Ла Паллет, ставшей местом сосредоточения художников русского авангарда.
Однако одной из самых известных картин раннего периода творчества Лентулова стал его автопортрет в красной рубашке. Начиная с этого полотна можно наблюдать, как в дальнейшем меняются методы работы художника.
«Василий Блаженный» (1913)
В 1910 году живописец стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В его рамках Лентулов представил самостоятельное прочтение кубизма. Он привнес в него активный цвет. Это можно заметить на одной из известнейших его работ – «Василий Блаженный».
Яркая картина привлекает внимание многих посетителей Третьяковской галереи, где сегодня выставляется шедевр. Художник мастерски отразил в ней свое настроение от жизни Москвы, передал ощущение от города. Сам художник говорил, что хотел выразить «любовь москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте».
Зритель видит на картине, что переливающийся храм изображен будто с нескольких сторон. Создается впечатление, что Лентулов в ходе работы находился в нескольких местах одновременно.
Автопортрет. «Le Grand Peintre» (1915)
С французского «Le grand peintre» переводится как «Великий художник». Именно так Лентулов назвал свой очередной автопортрет. Он написал себя во весь рост – краснолицый, крепко стоящий на земле мастер в желтой рубахе, расшитой серебром. Рука демонстративно уперта в бок, а ногти – закрашены зеленой краской.
Здесь художник вступил в полемику с традиционным романтическим образом мастера, воплощавшего в себе возвышенные свойства. На картине создан новый образ - энергичного, уверенного в себе человека, твердо стоящего на земле.
Портрет Лентулова эпохи рассвета его творчества сегодня можно увидеть в Москве – он представлен в Третьяковской галерее на Крымском валу.
«Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915)
Эту работу сам Лентулов очень высоко ценил. Художник говорил о ней так: «Изображен Иван Великий в скошенных формах, в центре которого изображен колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения: изображены волнообразные плоскости, передающие чувство звона - гула и повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн дают впечатление органа или гигантских гуслей. Вся вещь эмоционально насыщается чисто музыкальными построениями и не является заурядной ни по мысли, ни по тому, как она выполнена».
На первом вернисаже, где показали полотно «Звон», его название звучало как «разрешение проблемы великого российского декоративного искусства». В этой картине он также обратился к традиционным образам русского искусства. Художник весьма удачно попытался передать восприятие старины современным человеком.
Безусловно, «Звон» - одна из лучших в серии картин, написанных сыном приходского священника по мотивам древнерусской архитектуры.
«Тверской бульвар. Страстной монастырь» (1917)
В судьбоносном для страны 1917 году Лентулов столкнул в своем творчестве две противоборствующие исторические реалии. В панно, в центре которого появился Страстной монастырь, он изобразил Россию златоглавых соборов, и страну нарождающейся гражданской свободы, мира и процветания.
Аристарху Васильевичу удалось быстро перестроиться и стать художником революции, однако к сотрудничеству с новой властью он пришел не сразу. В первое время его увлекали идеи чистого искусства. Однако вскоре он вошел в художественно-просветительскую комиссию при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов, а в дальнейшем начал преподавать.
С 1929 года Лентулов регулярно пишет объекты, ставшие приметами нового времени – заводы, судоверфи, плотины электростанций. Он с легкостью принял идеал завтрашнего дня – совершенство и идеал строителей новой страны. Впрочем, картины его позднего периода спустя время уже мало впечатляли критиков, которые говорили, что настоящего художника-авангардиста Лентулова, того самого «художника солнца», не стало уже после 1920-х.