Владимир Бортко: россияне – чемпионы по неуважению к самим себе

Устройство страны предполагает ярко выраженную центральную власть, без нее она просто развалится. © / Фото из социальных сетей

Народный артист РФ Владимир Бортко всю жизнь работает в кино. Он создатель популярных фильмов и сериалов «Собачье сердце», «Идиот», «Блондинка за углом», «Тарас Бульба», «Мастер и Маргарита» и др. Тем интереснее узнать, почему сейчас знаменитый режиссер пришел в театр? 18 сентября на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоится премьера его спектакля «Antigone или Я/Мы Антигона», созданного по мотивам одноименной пьесы Жана Ануя.

   
   

Закон суров

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Владимир Владимирович, Антигона – персонаж из далекого прошлого, а впервые пьесу поставили еще до нашей эры. Почему сегодня вы взяли этот сюжет, ведь вокруг немало проблем на злобу дня?

Владимир Бортко: Это самая современная история, какая только может быть. Речь о конфликте между неписаными, внутренними убеждениями человека и законами государства. Я чувствую одно, но закон говорит совершенно другое. Как поступить, из чего следовать? Противоречия? Еще какие! Давайте вспомним эту драму. Родного брата Антигоны царь Креонт, кстати – ее дядя, объявил предателем и изменником родины. Тело воина должны были бросить на растерзание псам, а всех, кто вздумает предать его земле, ждет смерть. Однако 18-летняя Антигона идет против царя и тайно хоронит брата. У нее свой – родственный долг, она отстаивает свою правоту. Но и Креонт не может отступить от им же изданного закона, хотя его разрывают внутренние терзания. Властителю совершенно не хочется казнить юную красавицу, свою племянницу, к тому же – невесту сына. Кто прав? Считаю, что это очень, сверхактуальная, тема.

– Вы сказали, что среди зрителей, которые придут на спектакль, особенно ждете молодежь. Надеетесь, тинейджерам будет интересен древнегреческий миф?

– Надеюсь, потому что именно молодежь сегодня чаще всего оказывается на перепутье. Сомневается в устройстве мира, справедливости и морали общества, хором отрицает устоявшиеся ценности. Не всегда ей удается выстроить диалог и со старшим поколением. Нынешние 15-20-летние часто не понимают не только своего будущего, но и настоящего, и эта ситуация характерна для многих стран. Между тем, им придется делать выбор. Можешь, как в сказке, пойти направо, можешь – налево, и тем самым определить судьбу. Например, если говорить о реалиях дня, готов сделать прививку от ковида или отказываешься? Действительность подтверждает – от «да» и «нет» многое зависит. Антигона приняла свое решение, хотя оно стоило ей жизни. Именно проблема выбора стоит в центре этой истории, пьесы и нашего спектакля. Поэтому, если удастся достучаться до молодых, буду считать задачу выполненной. 

В честь кого колонна?

– Ранее вы говорили, что тоже для «воспитания молодежи» хотели бы снять фильм об Александре I и Наполеоне. Почему так важно познакомить нынешних «миллениалов» с этими историческими фигурами? 

– Потому что речь идет о времени, которое стало величайшим триумфом русского оружия. Ведь наша армия, которой командовал Александр, безоговорочно победила в войне 1812 года. Причем она противостояла нашествию всей Европы. Как-то забылось, что из 500 тысяч наполеоновских войск французов было только 300 тысяч. Остальные представляли почти все государства Старого света – чехи, поляки, голландцы, испанцы. Примечательный факт: началась война 24 июня. Параллели не возникают? И двигались захватчики почти той же дорогой, что и гитлеровцы. А мы их полностью разгромили и весной 1814-го торжественно вошли в Париж. Праздновалось это примерно так же, как в 1945-м взятие Берлина. Не было европейской столицы, где улицу, переулок, мост или площадь не назвали бы в честь Александра Первого. Кто об этом сегодня помнит? Давайте спросим у нынешних мальчиков или девочек, в честь кого воздвигнута воспетая Пушкиным колонна на Дворцовой площади? Почему называется она Александровская? Очень хочу ошибиться, но, думаю, правильных ответов получим немного.

   
   

– Вы планировали сделать эту картину к своему юбилею (в мае 2021-го Владимиру Бортко исполнилось 75-лет – Ред.). Работа уже идет?

– Нет, пока у государства не нашлось средств. Задумывался сериал – с историческими костюмами, батальными сценами масштаба «Войны и мира». В итоге мне предложили сумму, которая составляет примерно десятую часть от необходимой. Видно, рассказ о славе нашей армии, подвиге народа никому не нужен. Кстати, это стало бы хорошим напоминанием Западу, где нас упорно пытаются вычеркнуть из прошлого. Потому что немало нынешних европейцев считают, что конец войны с Наполеоном – это битва при Ватерлоо, но никак не русская кампания и взятие Парижа. А такой фильм еще раз помог бы забывчивым иностранцам вспомнить, кто кого победил на самом деле.

Кроме того, интересно проследить личные отношения Александра и Наполеона. Судьба как будто постоянно связывала их незримыми нитями. Немногие знают, что в молодости Наполеон хотел стать офицером русской армии. А уже будучи императором, официально сватался к сестрам Александра I Екатерине и Анне. Под благовидным предлогом ему отказали, но как могла бы измениться мировая история, если бы свадьба состоялась! 

К первоклассникам – на «Вы»

– 19 сентября пройдут выборы различного уровня, включая депутатов Госдумы. Вы уже 10 лет представляете фракцию КПРФ, однако сейчас отказались от дальнейшего участия. Почему? И какие законы с вашей подачи были приняты?

– Не участвую в выборах по разным причинам. Могу сказать одно: опыт за это время приобрел колоссальный, узнал много нового. Из зала заседаний на Охотном ряду многие проблемы в стране видятся совершенно по-другому. Что касается работы, являюсь одним из создателей так называемого «антипиратского» закона. Он защищает авторские права в сфере кино, теле- и видеопродукции, борется с ее нелегальным распространением в интернете. Считаю, что его нормы должны охватывать и музыкантов, писателей – наиболее страдающих от интеллектуального воровства.

– А что не удалось сделать?

– Предложил проект закона, по которому в школах учителя должны были обращаться к ученикам на «вы». В том числе к первоклашкам. Чем я руководствовался? Одна из самых больших проблем в нашей стране – неуважение к самим себе. Мы – чемпионы по неуважению, недоверию, отсутствию чувства собственного достоинства. А его надо воспитывать. Представьте семью, где отец пьет, мать на трех работах, брат сидит, сестра неизвестно, чем занимается. Ребенок в таком окружении видит и слышит вокруг себя много всякой грязи. Приходит в школу – а там к нему на «вы». Здесь и начинается самоуважение. Самое удивительное, «против» высказались учителя, что для меня непонятно. Ведь это один из законов, который мог бы сформировать менталитет населения. Повторю: надо начинать с малышей, первого класса, потом уже поздно. Могли бы получить другую страну, но большинство проголосовали «против». 

– Что же не так с нашим менталитетом? Вы сняли телесериал «Идиот» по роману Достоевского, которого очень интересовало, как устроена человеческая душа. Может, великий писатель дал ответ?

– Достоевский – большой талант, одна из тех вершин, на которых держится наша культура. По его мнению, русский человек «широк»: в нем сочетаются и «бездны», высота духа, и презрение. Писал он и о том, что наш менталитет, мягко говоря, отличается от немецкого, английского и т.д. Считаю, что одна из причин – всего 160 лет прошло после отмены крепостного права, когда людей пороли на конюшнях, как товар, продавали целые деревни вместе с жителями. Так быстро нация не переделывается. История России сложна, и народ в ней пряниками не кормили. У нас много общего с Китаем, Индией. И сегодня устройство страны предполагает ярко выраженную центральную власть, без нее она просто развалится. В Швейцарии, Италии, Франции лидеры меняются, но в своем большинстве население этого почти не чувствует. Как было, так и есть. У нас же при смене вождя становится другой политика целого государства. И народ это испытывает на своей шкуре.

– Получается, снова проблема выбора, как в «Антигоне»?

– Жизнь не устает подкидывать нам ситуации, когда нужно принимать решения. Причем итогом могут стать не только приобретения, но и потери. События, разворачивающиеся на сцене, рассказывают именно об этом. Очень благодарен театру «Балтийский дом», который приютил меня уже второй раз и дал возможность поставить спектакль. Там играют прекрасные и молодые, и опытные актеры. Делаю его для города, людей. Надеюсь, это поможет им найти ответы на вопросы, которые постоянно возникают перед каждым из нас.