Русский художник-передвижник, член Петербургской Академии художеств Владимир Маковский родился 176 лет назад – 7 февраля 1846 года.
Он сумел стать непревзойденным мастером живописи, который раскрыл свой талант в написании картин бытового жанра. Мастер на своих полотнах изображал повседневную жизнь людей, тонко и точно подмечая многие психологические моменты.
SPB.AIF.RU вспомнил пять известных работ Владимира Маковского.
«Игра в бабки» (1870)
Будущий художник родился в семье одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Егора Маковского. Мальчика с детства окружала творческая атмосфера, поэтому выбор профессии ни для кого неожиданностью не стал. Первые уроки живописи юный Владимир Маковский получил у Василия Тропинина – автора одного из известнейших портретов поэта Александра Пушкина.
К концу 1860-х художник уже сумел зарекомендовать себя в профессии, написав несколько достойных полотен, среди которых «Мальчик, продающий квас». Маковский рано женился, и в 1869 году у него родился первый сын. С того момента он много внимания в своем творчестве уделяет детской тематике. Среди полотен того времени выделяется «Игра в бабки». Это была первая картина, купленная знаменитым коллекционером Павлом Третьяковым. Событие стало для художника окончательным признанием в качестве живописца.
На картине зритель видит, как крестьянские дети играют в самую доступную для них в то время игру. В ней используются маленькие косточки из скелета коровы или свиньи – бабки. Каждый из вовлеченных в игру обладает своим характером и темпераментом, что Маковскому удается очень тонко передать на холсте.
«Любители соловьев» (1873)
После выхода этой картины Маковского произвели в академики Петербургской Академии художеств. Работу выставили на Всемирной выставке в Вене, где к ней было приковано всеобщее внимание.
Зритель ощущает, как за окном раздается трель соловья. Трое героев прислушались, прервав застолье. Полотно отлично передает полноту жизни и звука. Маковский удачно написал свет из окна, позы и жесты мужичков и горячий самовар, оказавшийся в центре стола.
Писатель Федор Достоевский так говорил о полотне «Любители соловьев»: «…Если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
«Крах банка» (1881)
В период рассвета своего творчества мастер подготовил полотно «Крах банка». В основу сюжета картины лег реальный исторический факт – разорение в Москве частного Ссудного банка. Все его клиенты в 1870-х потеряли свои сбережения. Виной тому оказались многочисленные коммерческие махинации руководства финансового учреждения.
Художник запечатлел эпизод, когда обманутые вкладчики вбежали в банк, надеясь получить часть своих сбережений. На полотне видны возмущенные гримасы людей, пока не до конца осознавшие, что остались без денег. Лишь один человек на картине Маковского рад – банковский работник, которому достанется крупный куш.
Сюжет «Краха банка» не теряет актуальности. Маковский показал, что не нужно забывать прошлых ошибок, чтобы не повторять их в настоящем и в будущем. Полотно можно увидеть в Третьяковской галерее.
«Свидание» (1883)
В позднем периоде творчества Маковский написал картину, затрагивающую тему обнищания и нелегкой жизни народа. Полотно «Свидание» стало типичным произведением «передвижников», к которым относился автор.
Зритель видит встречу матери-крестьянки со своим сыном, который был отдан в город в подмастерья. Поза и грустный облик женщины выдает тяжелое чувство, которое она испытывает при редких встречах с еще совсем маленьким ребенком. Становится ясно, что мать отдала сына в подмастерья по причине глубокой нужды в деньгах. Ей тяжело добираться до юнца – об этом говорит ее уставшая и согнутая поза. У нее нет сил даже обрадоваться их свиданию.
Здесь Маковский мастерски передал страдание и горе простых людей в те годы.
«На бульваре» (1887)
Эту работу Маковский посвятил одной из острейших проблем пореформенной России 1860-х – исходу крестьян из деревень в город ради денег.
На картине мастер изобразил скамью, на которой сидит женщина с ребенком и, вероятно, ее супруг – мастеровой с гармонью. Видимо, жена, приехавшая из деревни, была совсем не нужна, и, главное, ее никто не ждал. Городская жизнь завладела мужчиной: вот он, фатоватый и подвыпивший, вальяжно развалившись, играет на гармошке, при этом не думая ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего внешнего вида.
Маковский показал, как исход крестьян из деревень порушил традиционный жизненный уклад, сокрушил семейные связи. Из маленького частного факта художник сделал символ падения патриархального мира.