Выдающий русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии Наук Александр Островский ушел из жизни 14 июня 1886 года. Именно он сумел заложить основы национального репертуара отечественного театра и вывести целую галерею характеров – от жестоких купцов до богомольных странников.
SPB.AIF.RU рассказывает, как Александр Николаевич, переживший царский запрет на постановку своих пьес, сумел добиться признания и простого человеческого счастья.
Запрет царя
Писатель родился 12 апреля 1823 года в семье судебного стряпчего Николая Фёдоровича Островского, в дальнейшем дослужившегося до дворянского чина. Мать драматурга, происходившая из семьи духовного сословия, умерла, когда мальчику было всего лишь восемь лет. Своё детство и юность Островский провел в Замоскворечье. Его отец в дальнейшем женился во второй раз на дочери обрусевшего шведского барона. Мачеха не желала тратить много времени на воспитание четырёх детей своего новоиспечённого супруга, однако именно она смогла поспособствовать тяге Островского к изучению иностранных языков. К моменту наступления юности писатель знал греческий, латинский, французский, немецкий, а впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
Однако большую часть времени Александр Николаевич был предоставлен самому себе. Свободное время он с охотой и рвением отдавал чтению и наблюдениям за разговорами купцов и чиновников, частенько захаживающими в дом отца. Родитель же Островского видел в сыне будущего адвоката. Именно поэтому после окончания гимназии будущий драматург был зачислен на юридический факультет Московского университета. Его он покинул в 1843 году, потеряв интерес и не желая пересдавать заваленный экзамен. Тогда же он поступил в канцелярию московского Совестного суда, откуда позднее попал на службу в Коммерческий суд, которому отдал более пяти лет.
В это время он начинает осваивать и литературное поприще: создаёт прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», а также первые комедии. Широкая же известность пришла к Островскому в 1849 году. Тогда он закончил сатирическую комедию «Банкрот» («Свои люди – сочтёмся»). В основу сюжета о купце Большове, столкнувшемся с коварством членов свое семьи, были положены как раз те наблюдения автора, который он почерпнул во время службы в Совестном суде. Современники Островского отмечали неповторимую, индивидуально-психологическую окрашенность речей персонажей, яркие бытоописательных выставки и лихо развивающуюся интригу.
«Банкрот» смог действительно вызвать переполох в обществе, в том числе и в правительственных кругах. Имя Островского, ещё совсем недавно неизвестное никому, ставили рядом с великими писателями – Фонвизиным, Мольером и Гоголем. На сцене пьесу поставить смогли существенного позже – всему виной был запрет и цензура. Однако по недосмотру, текст всё-таки напечатали в книжке журнала «Московитянин» в 1850 году. Комедией занялся сам император. Он перечитал донесение и начертал в углу: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано... играть же запретить». И расписался: «Николай». На сцене «Банкрут» впервые появился лишь в 1861 году.
В «Своих людях» Островский ясно обозначил сквозную тему своего творчества: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом.
«Гроза» и «Бесприданница»
В последующие годы Александр Николаевич пишет пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», где пытается отразить поэзию народного быта. В середине 1850-х Островский разрывает отношения со своим отцом. Причиной этому стал его гражданский брак с девицей Агафьей Ивановной. От этого союза у него было четверо детей. Согласно воспоминаниям современников писателя, в том числе и у неё он черпал знания о московском быте.
К 1855 году Островский решил разорвать связи и с журналом «Москвитянин», который опубликовал его скандально известную и запрещённую царём к постановке пьесу. Его не устраивали мизерные гонорары и непрекращающиеся конфликты из-за его текстов. Тогда же он сблизился с петербургским журналом «Современник». Прошло ещё немного времени, когда Островский выпустил первое собрание своих сочинений, что принесло ему широкую славу.
Яркой пьесой того момента у Александра Николаевича стала «Гроза» - бытовая драма, пронизанная трагической глубиной. В ней автор столкнул два женских характера - Катерины Кабановой и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи).
Далее последовал большой период творчества: в комедиях писателя звучит тема рвачества, беззастенчивого карьеризма дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей. Позднее писатель создаёт образцовые драматические пьесы – «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». Островский делает здесь богаче характеристики героев, непредсказуемой каждую житейскую ситуацию.
Плодотворность и популярность пьес принесли Островскому ближе к концу жизни материальный достаток, который был для него немаловажен ещё во время, когда он покинул журнал «Московитянин». В 1884 году он заведовал репертуарной частью московских театров, о чём мечтал долгое время, к тому же получал пенсию в три тысячи рублей. Первую свою супругу, ставшую причиной разрыва с отцом, Островский потерял из-за болезни – её сразил туберкулёз. Во втором браке - с актрисой Малого театра Марией Васильевой - у него было пятеро детей.
К 63 годам Александр Николаевич был ослаблен. Все силы отнял наследственный недуг – стенокардия. Создатель русского демократического театра скончался у себя в костромском имении Щелыково. Драматург оставил после себя пьесы, которые по сей день не сходят со сцены, и стал для страны народным творцом.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.