Женщина-фейерверк. Почему Людмилу Гурченко не снимали 10 лет

«Всё главное, первое, произошло в Ленинграде. На студии «Ленфильм» прошла большая часть моей жизни. Здравствуй, мой любимый, родной Ленинград! Колыбель революции и моя!», - писала блистательная актриса. С нашим городом у неё была почти мистическая связь, ведь Питер начал её актёрскую историю и закончил. 

   
   

Не плыть по течению

А начиналось всё так. Родившись в Харькове, в «музыкальной семье и музыкальной стране», в 1953-м по настоянию отца она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую знаменитых Герасимова и Макаровой. Её заметили и уже в 1956-м предложили роль в картине «Дорога правды», которую режиссёр Ян Фрид снимал на «Ленфильме». Главную роль там играла Тамара Макарова, сценарий написал Сергей Герасимов, но в звёздном составе (Борисов, Ларионова, Рыбников, Пашенная) нашлась роль и для молоденькой студентки. Так состоялся дебют Гурченко, и она свой шанс не упустила.

«Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!», - были её первые слова в кино, ставшие во многом символичными. «Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не плыть по течению, а самой создавать волну», - впоследствии говорила Людмила Марковна. Жизнь показала, что «волну она создала» на славу. 

В том же году на экраны вышла комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», имевшая огромный успех. Сыграв обаятельную, с потрясающе тоненькой талией Леночку Крылову, на следующий день Гурченко проснулась знаменитой. Правда, мало кто знает, что она могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу провалила. Позже актриса вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору «Мосфильма». Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привёл меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошёл к главному оператору и сказал, что вот актриса, только снимите её получше - и будет человек. Так случайно я попала в картину».

Никита Михалков и Людмила Гурченко в фильме «Сибириада», 1978 год Фото: Кадр из фильма

Участвовала в «халтурах»

Лента побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллиона билетов, а песня «Пять минут» стала в СССР своеобразным гимном Нового года. Кажется, после столь оглушительного успеха открыты все пути. Однако новогодняя феерия сыграла с Гурченко злую шутку. Образ «женщины-фейерверка», весёлой, задорной хохотушки приклеился к ней на долгие годы, закрепив штамп лёгкого, танцевального жанра. Но в жизни молодой актрисе было не до смеха. Финансы у неё тогда «пели романсы», поэтому Гурченко была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, шахтах, в поездках по стране, творческих встречах со зрителями, так называемых «халтурах». 

Усугубило ситуацию то, что её вызвал высокопоставленный чиновник, руководивший в стране культурой, и предложил сотрудничать с КГБ. Дал и конкретное задание: во время Международного фестиваля молодёжи и студентов, который Москва готовилась принять в 1957-м, сообщать, куда следует, об участниках праздника. Гурченко резко отказала и жестоко за это поплатилась. В прессе незамедлительно появилась разоблачительная статья «Чечётка налево», началась травля… Так продолжалось 10 лет.

«Я пережила много жестокостей, - писала об этом времени Людмила Марковна. - Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней?»

   
   
Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих» Фото: Кадр из фильма

«Выплеснуть душу»

Спас опять же Ленинград. В 1961-м она снимается на «Ленфильме» в новом для неё драматическом амплуа - картине «Балтийское небо». В военной драме о жителях и солдатах, защищавших город-герой, Гурченко играла юную ленинградку Соню, влюблённую в лётчика Татаренко (Олег Борисов). Этот дуэт стал самым пронзительным, а картина - одной из лучших о войне. Кстати, она была первой советской лентой, поехавшей на престижный фестиваль в Венецию. Гурченко, правда, в Венецию не взяли (фильм представлял режиссёр Венгеров), но Людмила Марковна тоже получила большой подарок. Дело в том, что вторым режиссёром картины был Алексей Герман. В 1976-м он пригласил её на главную роль в фильме «Двадцать дней без войны», по сценарию Константина Симонова, где Гурченко создала одну из своих лучших драматических работ. Кстати, её партнёром был Юрий Никулин, тоже известный по комедийным сюжетам. 

О работе над этим фильмом сама актриса вспоминала, что, пожалуй, так трудно и с такой отдачей ей не приходилось работать больше никогда. А Герман был поражен её умением «через глаза выплеснуть душу» и говорил, что это умение «делает Людмилу Марковну нашим национальным достоянием. Таковым я ее считаю, ничего не преувеличиваю».

И это при том, что за год до этой сложнейшей работы на разрыв аорты, Гурченко играла легкомысленную шляпницу Клару в искромётном водевиле «Соломенная шляпка», тоже снятом на «Ленфильме» в 1974 г. А сразу после «Двадцати дней без войны» пела и плясала в воздушных «Небесных ласточках» с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Сергеем Захаровым.

Более того, в фильме «Аплодисменты, аплодисменты» нашла отражение судьба самой кинозвезды, причём Гурченко во многом самостоятельно «строила» образ героини.

«Были куски совершенно замечательные, когда Людмила Марковна импровизировала в кадре, рассказывая о себе и каком-то определённом событии, - вспоминал режиссёр Виктор Бутурлин. - И этим мы всё время напитывали картину. И я, конечно, подсознательно всё время тянулся к тому, чтобы рассказать о ней. Она уже тогда была знаменитой, сверхзнаменитой…»

Не «старые клячи»

Всего же на «Ленфильме» Гурченко снялась в 28 картинах. «Здесь впервые в меня поверили как в драматическую актрису, здесь я чувствую себя желанной», - так писала Людмила Марковна о своих отношениях со знаменитой студией. Также в Петербурге на Витебском вокзале снимали ряд сцен культового фильма «Вокзал для двоих». Дружила Людмила Марковна и с Михаилом Боярским, с которым она снималась в мюзикле «Мама», Эдуардом Хилем, Светланой Крючковой, где они вместе играли «Старых кляч». 

«Она была чудесным, блистательным партнёром, очень чутким, нисколько не тянула одеяло на себя, - с теплотой писала Крючкова. - В «Старых клячах» она меня одела - собрала костюм, скомбинировала детали».

Любили Гурченко и как певицу, во время её концертов в БКЗ «Октябрьский» зал всегда вставал, встречая звезду стоя. А хит Моисеева и Гурченко «Москва-Ленинград» (его автор Е. Муравьёв - бывший лётчик) остаётся популярным и сегодня.

«Мы записали этот дуэт легко, я даже не придала этому событию особого значения, - вспоминала артистка. - Но так ведь обычно и бывает. Успех приходит именно тогда, когда ничего не ждёшь. Когда не делаешь ставку: мол, вот эта картина перевернёт мир, вот эта песня… Все мои успешные картины всегда были случайными. Слу-чай-ны-ми! Ну сняли, всё очень мило, и вдруг - взрыв!»

Всеволод Шиловский и Людмила Гурченко. Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» Фото: Кадр из фильма

Любила всё красивое

Но в нашем городе Людмила Марковна не только работала, но и набиралась сил. Бродила по улицам, отдыхая душой. Отсюда, с невских берегов, казались не такими неразрешимыми семейные проблемы. Конфликт с дочкой Машей, когда у них так испортились отношения, что дошло до суда и некрасивой делёжки квартиры. Чуть притуплялась боль и от смерти любимого внука Марка. Он сгорел от наркотиков, и Гурченко до конца дней не простила родным, что они ей ничего о беде не сказали. Была уверена: если бы знала всю правду, «вытащила внука», не дала попасть в плен дурману. 

Модница и любительница красивых вещей, Людмила Марковна ценила местное урановое стекло, ленинградский фарфор и охотно его покупала, собрав целую коллекцию. Среди изысканных статуэток есть и фигурка Анны Ахматовой. У неё было несколько старинных серёг с бриллиантами, приобретённых именно в Петербурге. Приезжая, звезда любила останавливаться в «Европейской» в угловом номере, выходящем окнами на Итальянскую и площадь Искусств. Кстати, этот люкс предпочитала и Фаина Раневская. А когда ей исполнилось 70, дала концерт в честь юбилея в одном из клубов города. Именно в Петербурге состоялся и последний её сольный концерт незадолго до ухода. «Питер начал её актерскую историю и закончил, - подытожил как-то Сергей Сенин, продюсер и последний муж актрисы. - Она говорила, что с Петербургом у неё роман длиною в жизнь, и эта любовь была взаимной».