Потрогать бурную Неву. Как незрячие гости музея смогут узнать о наводнениях

Потрогать бурную Неву

   
   

Как незрячие посетители музея смогут узнать о страшной трагедии города?

В этом году Санкт-Петербургу исполняется 320 лет. За это время город пережил немало трагедий, но одним из наиболее страшных происшествий было наводнение. До того как в Северной столице построили дамбу, город не раз затопляло. Наиболее разрушительными были потопы 1824-го и 1924 года.

В Комендантском доме Петропавловской крепости можно увидеть, как выглядела главная река города столетия назад. Причем теперь и незрячие посетители смогут понять, какой бывает Нева спокойная и Нева разбушевавшаяся, ведь в музее презентовали тактильные копии картин о реке.

Ипостаси реки

Пока посетителям музея предложено ощутить пять тактильных копий картин. Среди них полотно Алексея Боголюбова «Морской канал Санкт-Петербургского порта», «Новое Адмиралтейство» Александра Беггрова, «Пристань у Академии художеств» Максима Воробьева и жемчужина коллекции музея – «Панорама наводнения 7 ноября 1824 года» Иоганна Тилькера.

«Принимаясь за реализацию проекта, мы не случайно выбрали тему реки, – рассказывает методист музея истории Санкт-Петербурга Вероника Даниелян. – Нам показалось это простой, понятной, осязаемой для незрячих посетителей. Тем более что после посещения экспозиции у них есть возможность выйти к Неве у крепости и услышать крик чаек, почувствовать шум и запах воды».

Создание тактильных экспонатов – не новинка для музеев. Однако особенность этой выставки в том, что зрителю предлагают осязать именно живописные плоские полотна, а не скульптуры, как это принято.

   
   
Зрителю предлагают осязать живописные плоские полотна. Фото: АиФ/ Елена Банокина

«Каждая картина обязательно сопровождается тифлокомментарием, – продолжает эксперт. – Спокойную и размеренную Неву, как на картинах Боголюбова или Беггрова, создатели тактильных экспонатов передали слегка выпуклыми гладкими волнами. Панорама наводнения напротив, изображена острыми, кольчатыми материалами. Гиды также рассказывают нашим незрячим посетителям о цвете, объеме картин и описывают даже размер зала».

Например, чтобы передать размер внушительного полотна Тилькера, посетителя водят от одной двери к другой. И обязательно рассказывают историю создания полотна, ведь немецкий художник оказался свидетелем самого разрушительного наводнения в истории Петербурга. Он, стоя на башне Кунсткамеры, видел, как Дворцовая площадь превратилась в озеро, а Невский проспект – в бурный пролив. Гнев стихии он передал черезкраски.

Город в воде

Санкт-Петербург пережил немало наводнений, но потоп 1824 года стал самым разрушительным. О стихийном бедствии напоминают несколько памятных знаков, установленных в нашем городе. Мраморные таблички вмонтированы в стену старинного дома на углу Большого проспекта Васильевского острова и Первой линии. А у здания Всероссийского института растениеводства на набережной реки Мойки установлен гранитный обелиск.

Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

Сохранилось несколько воспоминаний страшного утра 7 ноября – тогда в городе была плюсовая температура, лил сильный дождь, а порывистый юго-западный ветер начал поднимать воду в каналах. Буйство стихии привлекало зевак. Толпа народа столпилась на набережных и сначала с восхищением, а после с ужасом стала наблюдать за происходящим. Вода заливала экипажи, ломала заборы, мостки, фонарные столбы. Нева несла обломки и выбивала стекла, старые рамы, двери, ограды. Уже к полудню град Петра оказался под водой, местами город был затоплен на 4 метра. Нетронутыми остались лишь Литейная, Рождественская и Каретная части Петербурга.

К бедствию никто не успел подготовиться – народ бежал на верхние этажи зданий, прихватив с собой нехитрый скарб. А стихия бушевала – со стороны моря пришел вал наподобие цунами, ураганный ветер был настолько сильным, что срывал листы железа с крыши нового строения Главного штаба и носил их по воздуху, как пух.

Людей пытались спасти от буйства стихии – генерал-губернатор Петербурга Милорадович на весельном катере лично плыл по Невскому проспекту и вытаскивал из воды горожан. Петербуржцы протягивали руку соседям, которые никак не могли выбраться из ледяной воды. Люди хватались за гривы лошадей, считая, что сильное животное не утонет и сможет выбраться. А маленьких детей прятали в сундуки, надеясь, что его прибьет к берегу. Так и случалось – например, жители Выборгской стороны нашли в ящике из-под сахара невредимого младенца. Император Александр I, ставший свидетелем этого наводнения, воскликнул: «За мои грехи Бог нас карает!».

Когда вода ушла, Петербург представлял собой жуткое зрелище – на улицах лежали трупы людей и животных, многие здания буквально смыло. В то наводнение погибли не менее тысячи человек.

Кстати
О страшном наводнении 1824 года рассказывает не только полотно Тилькера. Например, поэма Александра Пушкина «Медный всадник» посвящена потопу. Александр Грибоедов написал очерк «Частные случаи петербургского наводнения». А художник Ф. Я. Алексеев посвятил стихии картину «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра». Описание трагедии можно найти и у Александра Дюма-отца в произведении «Учитель фехтования».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.