Проклятие Чёрной речки. Почему Лермонтов дрался на месте дуэли Пушкина?

Кадр из фильма «Дуэль. Пушкин-Лермонтов», 2014 © / Официальный сайт фильма

18 февраля 1840 года на Чёрной речке в тогдашних окрестностях Петербурга произошла дуэль. Тремя годами ранее здесь был смертельно ранен Александр Пушкин, теперь же сошлись в смертельном поединке поручик лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов и сын посла Франции Эрнест де Барант.

   
   

Победил русский поэт, который за это был наказан ссылкой на Кавказ, из которой ему уже не суждено было вернуться.  

Политика или любовь? 

Размолвка произошла между мужчинами на балу у графини Лаваль. До сих пор неизвестна настоящая причина ссоры.

Михаил Лермонтов. Источник: Public Domain

Некоторые утверждают, что молодые люди не сошлись во мнениях о смерти Александра Пушкина - Лермонтов винил в этом и Дантеса, и всю Францию в его лице. 

Другие же считали, что размолвка возникла из-за любви к одной и той же даме, при этом, какая именно красавица покорила оба сердца, ходили разные сплетни.  

«…Героиней, или вернее, причиной дуэли, была, говорят, мадам Бахарахт (не в обиду ей будь сказано, так как она ничего не знала), и оба молодца вызвали один другого, хотя она ни одному из них не давала повода, — несмотря на это злые языки и сплетницы захотят вышивать по этой канве», - записал в своем дневнике генерал Логгин Голенищев-Кутузов.  

Русский дипломат Николай Смирнов в своих «Памятных заметках» утверждал, что виновницей дуэли была княгиня Мария Щербатова: «Он (Лермонтов) влюбился во вдову, княгиню Щербатову, за которой волочился сын французского посла». 

   
   

Тем не менее, выяснить точную причину никто не смог, так как оба дуэлянта молчали. Зато обстоятельства вызова на дуэль известны дословно, из показаний, которые Лермонтов давал военному суду.

Де Барант заявил, что поручик говорит за его спиной гадости, на что Лермонтов ответил, что никогда не говорил ничего предосудительного, а его поведение считает смешным и дерзким.

В ответ француз намекнул, что «был бы в своем отечестве, то знал бы, как кончить это дело». Михаил Юрьевич с достоинством ответил, что «в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно». В результате именно де Барант вызвал поэта на дуэль. 

Место встречи изменить нельзя 

Сама дуэль произошла 18 февраля в 12.00 за Черной речкой на Парголовской дороге, недалеко от того самого места, где стрелялись Пушкин и Дантес. Никакого особенного умысла в этом не было - просто туда было проще добираться.

Так в наши дни выглядит место дуэли А.С.Пушкина, где-то рядом дрались и Лермонтов с де Барантом Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Черная речка была дачным поселком, который в холодное время года стоял практически безлюдным. При этом он находился на краю Петербурга, и раненого человека можно было быстро привезти к врачу. Однако это совпадение заметили, и, возможно, именно поэтому появились слухи, что молодые люди поссорились из-за смерти Пушкина.

Так как по правилам дуэли именно «обиженная» сторона выбирает оружие, то право это было предоставлено де Баранту, который предпочел шпаги. Условие было - «до первой крови». Оно было выполнено достаточно быстро, так как при первом же выпаде шпага Лермонтова переломилась и де Барант оцарапал ему грудь и руку. Ранение было несильным, поэтому перешли ко второму этапу. 

Второй этап дуэли состоялся уже на пистолетах. И тут произошёл интересный инцидент. Де Барант во время своего выстрела промахнулся. А вот Михаил Лермонтов специально стрелял в воздух. Его секундант Алексей Столыпин при даче показаний на суде говорил: «Направление пистолета Лермонтова при выстреле я не могу определить и могу только сказать, что он не целился в де Баранта и выстрелил с руки. Де Барант… целился». 

Фактически поэт даровал жизнь своему противнику, который был у него в руках. Но позже это вышло Лермонтову боком. 

Победитель наказан

За «недонесение о дуэли» 11 (23) марта Михаил Лермонтов был арестован, дело рассматривал военный суд. 

Когда там прозвучали показания об обстоятельствах дуэли и особенно выстреле в воздух, то де Барант, к тому моменту уехавший из России, посчитал себя обиженным и начал утверждать, что Лермонтов клевещет на него.

В результате дошло до Николая I. И Лермонтову пришлось оправдываться уже лично перед царем. 

 «…Ваше императорское высочество, позвольте сказать мне со всею откровенностию: я искренно сожалею, что показание мое оскорбило Баранта: я не предполагал этого, не имел этого намерения; но теперь не могу исправить ошибку посредством лжи, до которой никогда не унижался. Ибо сказав, что выстрелил на воздух, я сказал истину, готов подтвердить оную честным словом…», - заявил Лермонтов.  

В Российской империи дуэли были запрещены с 1832 года. Естественно, поручик лейб-гвардии гусарского полка нарушивший закон, наказания не избежал.

Николай I поэта выслушал, но не простил. Фото: www.globallookpress.com

Вторая ссылка на Кавказ

Изначально поэта собирались лишить дворянства и разжаловать в рядовые, однако знакомые и друзья поэта начали активно обращаться к Николаю I для смягчения приговора.

Император внял обращениям и ответил: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином». Так Лермонтов оказался во второй раз на Кавказе, что не очень сильно его расстроило, ведь в годы первой ссылки поэт начал писать «Героя нашего времени». Однако будущий роман оставался лишь сборником очерков для газеты, но не завершённым произведением, поэтому писатель очень хотел вернуться на Кавказ и закончить работу.  

Но в этот раз Кавказ встретил Лермонтова не приятными прогулками и праздным вечерами, а фронтом, ведь указ от императора звучал как «…не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях».

Впрочем, Лермонтова опасности не пугали. Он даже преуспел с завершением романа и уже летом 1840 года произведение вышло в свет. 

Но ссылка оказалась финальной точкой в жизни поэта, именно на Кавказе он сошёлся во второй в своей жизни и роковой дуэли с майором в отставке Николаем Мартыновым. Как и в первый раз, Лермонтов не целился и, если верить слухам, то вообще стрелял вверх, майор же выстрелил прямо в грудь поэта.