Рентген для шедевра. Как в Эрмитаже реставрировали творение Караваджо

«Юноша с лютней» - одна из самых узнаваемых картин и единственное произведение великого Караваджо, которое находится в России. О том, как шедевр попал в Петербург и как проходила его реставрация, рассказали в Эрмитаже.

   
   

Мальчик или девочка?

«Юноша с лютней» - единственная картина в России и собрании Эрмитажа кисти великого Микеланджело Меризи да Караваджо - мастера-реформатора итальянской и европейской живописи, обратившегося к изображению конкретной не приукрашенной земной натуры, основателя реализма в изобразительном искусстве. Полотно было написано в Риме, куда художник прибыл из Северной Италии около 1592 года. Вероятный заказчик картины - маркиз Джустиниани, в отличие от большинства современников высоко ценивший манеру Караваджо. В 1807 году коллекция Джустиниани была выставлена на продажу в Париже. Еще до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, приобрел полотно для Эрмитажа по просьбе Александра I.

Картина, изображающая поющего и аккомпанирующего себе на лютне музыканта, решена как жанровая сцена. Вместе с тем в ней есть и аллегорический подтекст. Так, потрепанная нотная тетрадь, оборванные струны скрипки, лопнувшая кожица фруктов могут напоминать о недолговечности всего земного. Представлены, возможно, и Пять чувств - Слух (музыка), Вкус (фрукты), Обоняние (цветы), Зрение (отражение в стекле сосуда), Осязание (прикосновение к струнам). Цветы и плоды соответствуют концу весны - началу лета.

Еще одна из трактовок образа лютниста - олицетворение эротического начала. Андрогинность облика персонажа, в котором можно увидеть мужские и женские черты, способствовала тому, что некоторое время картина считалась изображением девушки и даже выставлялась под названием «Лютнистка».

Перед лютнистом раскрыты ноты мадригалов Якоба Аркадельта, стихотворный текст которых повествует о любви: «Voi sapete ch’io v’amo…» («Вы знаете, что я Вас люблю…»). Латинская надпись Bassus на обложке закрытой нотной тетради свидетельствует о том, что музыкальная партия предназначена для низкого голоса (баса).

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Кто стал моделью для картины?

Существует несколько предположений. В частности, позировать для картины мог друг Караваджо художник Марио Миннити (Минити). Он стал моделью также для ряда других картин этого периода - в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалок». Также есть версии, что это портрет миланского музыканта Галлуса или испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте, который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу.

   
   

Убрать веснушки

В 2015 году картину отправили на реставрацию, которая заняла два года. Она включала в себя не только непосредственно реставрацию, но и предварительную исследовательскую работу техники Караваджо, анализ его полотен, находящихся за рубежом. Кроме того, эксперты провели полный комплекс технико-технологических исследований, для которых применялись рентген, инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Были определены лак, связующее, красочные слои, записи, посторонние включения.

«Сложность работы заключалась в том, что поверхность живописи находилась под толстым слоем желтого лака, который представлял собой состав из мастикса (смолы), канифоли, льняного масла и яйца. Эти неравномерные слои со сгустками в некоторых местах искажали первоначальный колорит картины, - говорит руководитель лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов. - На пробных участках картины мы отработали методику послойного удаления пожелтевших слоев лака. Работы велись скальпелем, деревянной бамбуковой палочкой с использованием так называемого «ящика Петтенкофера» (ящик насыщен парами этилового спирта и позволяет размягчить поверхность лаковых пленок - прим.ред.)».

Однако помимо старых слоев лака, на шедевре реставраторы обнаружили и многочисленные мелкие записи - со временем потемневшие и отчасти перекрывающие саму живопись. Они были хорошо заметны на лице, груди и рубашке юноши в виде темных пятен. У некоторых посетителей музея возникало ощущение, что у лютниста на щеках веснушки.

Вернуть цвет

Кроме того, в XIX веке в процессе реставрации картина претерпела некоторые художественные вмешательства. С левой стороны юноше «укоротили» волосы, букет значительно изменил свой цвет: темно-фиолетовые ирисы практически не были видны, белые цветки жасмина пожелтели, а фиолетовые маргаритки стали почти оранжевыми. Блик был закрашен, и драпировка оказалась перед кувшином, что было нарушением перспективы, граница света и тени, проходящая по стене, была передвинута реставраторами XIX века на 3 см выше. После раскрытия живописи от желтого лака и записей - картина в значительной степени преобразилась и приблизилась к авторскому колористическому и композиционному решению. Краски стали чище, что теперь позволяет оценить в полной мере поразительное качество живописи художника.

«На ум приходят слова Александра Бенуа, который отметил, что не видит в этой картине ни музыки, ни прелести. Теперь с ним можно было бы поспорить», - считает Виктор Коробов.

Кстати, в ходе реставрации стало ясно, что авторские струны на лютне утрачены и существенно обновлены в XIX в. - их пришлось оставить в этом варианте.

Справка

Картина «Юноша с лютней» существует в трех версиях: одна хранится в Эрмитаже, другая - в Метрополитен-музее и третья в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Скорее всего, эрмитажный вариант является первым среди существующих на этот сюжет. Мировой шедевр сейчас находится в постоянной экспозиции в зале № 232 Нового Эрмитажа.