Самое правильное желание. Творческая встреча Заренкова пройдёт в сентябре

В сентябре у Вячеслава Заренкова запланирована творческая встреча с читателями. Писатель представит более полутора десятков литературно-художественных изданий (не считая книг, написанных в соавторстве, переизданий и переводов), которые вышли в свет за последние двенадцать лет. Предлагаемая статья содержит обзор основных произведений автора.

   
   

Известный неизвестный автор

Свое вхождение в худлит Вячеслав Заренков обозначил в 2011-м сборником рассказов «Сопромат». За ним «погодками» вышли в свет «Записки оптимиста» и «Данность жизни». В главном герое — сквозном для всех изданий — без труда узнаваем сам автор. И имя-псевдоним он выбрал себе соответствующее — Виктор Антонович Зорин.

Сюжеты рассказов — в основном биографичные — посвящены преимущественно строительной и околостроительной тематике. Есть среди них несколько иронично-шутливых, можно сказать, развлекательных историй. Есть несколько трагедий, тяжелых социальных драм, открывающих суровую и не всегда справедливую правду жизни. Но в большей части произведений представлены достаточно характерные для своего времени служебно-бытовые ситуации, из которых герой, соответствуя своему имени, неизменно выходит победителем. Что, согласитесь, весьма ожидаемо (ибо какой кураж позиционировать себя иначе).

Интереснее другое — благодаря чему, каким своим качествам и поступкам Виктор Антонович всегда побеждает? Конечно, смекалка и находчивость, конечно, образованность и интеллект, конечно, честность и порядочность. Но не только.

Герой всегда предпочитает действовать открыто. И, казалось бы, достаточно просто, без особых затей. При этом он отнюдь не прост. Умеет просчитывать развитие событий сразу на несколько шагов вперед. Умеет ждать. Умеет вовремя увидеть, где надо пойти на принцип, а где стоит отпустить ситуацию. Умеет быть оптимистом и (и притом) реалистом, всегда оставаясь абсолютно рациональным.

Виктор Антонович щедр, но не расточителен. Прощает, но не забывает. Может ошибаться, но всегда делает выводы. Может промолчать, но не не заметить.

В итоге он не просто преодолевает все трудности и добивается своего, но получает будто даже сверх намеченных самим собой результатов — словно награду судьбы.

   
   

Проходящий свои условные «Детство. Отрочество. Юность», Виктор Антонович близок едва ли не каждому. Строгое родительское воспитание, советская школа, отъезд из родной деревни, экзамены в институт, тяжелый, изнуряющий труд, своя семья, долго неустроенный быт, карьера, выход в большой бизнес... Редкий читатель сам не столкнулся по меньшей мере с половиной перечисленных сторон жизни.

Примечательно и другое: прочитав три сборника рассказов Вячеслава Заренкова, мы знаем почти все вехи его биографии. И почти ничего — о нем самом. Рассказанными историями автор рисует обобщенно-отвлеченный силуэт своего героя. Он умен, находчив, честен, эмпатичен — одним словом, положителен. Каковы же его характер, круг друзей и глубинных интересов — совершенно неизвестно. В своих открытых действиях он остается абсолютно закрытым. И лишь немного откроется намного позже.

Либретто и сказка для взрослых

Конец 2010-х ознаменовался последовательным выходом на театральную сцену трех балетных спектаклей — все на основе либретто Вячеслава Заренкова.

«Орр и Ора» — история воссоединения двух пар любящих сердец, которому способствует своей мудростью главный герой. В «Возвращении к жизни» ему удается не только вернуть к социально приемлемому образу существования спивающуюся от невыносимой тяжести бытия одинокую женщину, но и вывести ее за пределы «киндер, кюхе, кирхе», подняв на недосягаемую прежде профессиональную высоту: бывшая швея становится популярным кутюрье и хозяйкой модного дома. В «Трех масках короля» протагонист Юлий сам попадает в ловушку темных сил (завышенной собственной значимости) и успешно из нее выбирается. Притом антагонистом в произведении, помимо злодея Конора, выступает уже вся порочная общественная система.

Вскоре после самарской премьеры «Трех масок короля» отдельным изданием была опубликована одноименная сказочная повесть для взрослых.

Действие разворачивается в средневековом королевстве. Здесь главный герой при всей молодости уже не «молодой специалист», а полновластный правитель. И испытание ему предстоит уже не огнем и водой, а медными трубами. Пройдя его, он срывает с супостата маску лицемерия, изгоняет угодливо-продажных приспешников и внедряет в прежде сервильном обществе истинное народовластие. Это, понятно, идеальная картина — на то повесть и сказочная, однако она наглядно обозначает вектор устремлений.

Фото: Из личного архивa

Смарт-афоризмы

Из пандемийного локдауна Вячеслав Заренков возвращается в литературу с новым изданием учебного пособия «Управление проектами». А кроме того, предстает в неожиданной ипостаси — как создатель афоризмов.

Оставляя Виктора Антоновича и короля Юлия претворять в жизнь свои ценности, теперь автор взаимодействует с читателем через обобщенно-личную форму кратких выразительных изречений.

В течение года издаются несколько сборников смарт-афоризмов.

В первую очередь эти книги обращают на себя внимание своим необычным мини-форматом и стилизацией под смартфон, что, несомненно, созвучно эпохе цифровизации. Однако наиболее примечательно то, что, помимо вневременных положений, сборники содержат высказывания и на весьма насущные темы — современные мелодии отчетливо звучат в текстах.

Нельзя не отметить, что, выстраивая свою философию, Вячеслав Заренков отнюдь не строит воздушных замков. Он абсолютно убежден, что каждый должен выбирать путь в зависимости от своих способностей и возможностей. При этом обязательно видеть конечную цель этого пути. Везение называет вещью абсолютно эфемерной, на которую вообще не нужно рассчитывать. (Рассчитывать необходимо только на свои силы, разум и руки.) Деньги автор призывает воспринимать как инструмент для реализации проектов и идей — как цемент, кирпич, металл и тому подобное. И предостерегает: деньги могут завладеть своим владельцем. И это — конец. Это плен. Без всяких сантиментов автор утверждает, что далеко не каждый грамотный специалист и подготовленный управленец может быть лидером, способным вести за собой команду. Если же команда разваливается, рекомендует закрывать бизнес.

В конце первого сборника афоризмов Вячеслав Заренков выводит формулу счастья, которое базируется на четырех столпах, связанных друг с другом любовью: здоровье — семья — бизнес (работа) — хобби. И напоминает о том, что только постоянное развитие, беспрестанное познание мастерства и упорный труд формируют уникальных творческих личностей, способных создавать шедевры.

Второй сборник выразительных изречений стал внутренним откликом автора на происходящие в современном мире события. В его основе — стремление сберечь истинные человеческие ценности, не утратить духовности и не позволить лжи подменить собой правду. Он призывает помнить, что со временем все неизбежно меняется, а вот в какую сторону — зависит от нас самих. И еще — что добиться успеха можно только действием. Рассуждениями успеха не добиться.

Фото: Из личного архивa

Афоризмы третьей книги направлены на то, чтобы помочь читателю быстро и безошибочно сориентироваться практически в любой ситуации, занять правильную позицию, выработать четкий план действий и в кратчайшие сроки достичь максимального результата. Книга также заставляет вспомнить о целесообразности судить по делам, а не по словам, и о том, что трудности мгновенно развеивают видимость хорошего человека, находящегося рядом. В заключение автор безапелляционно утверждает, что если вы поймете, каким образом попали в трудную ситуацию, то обязательно найдете из нее выход, и что нет более великой силы, чем справедливость. Которая в итоге обязательно восторжествует.

В предисловии к четвертому сборнику с провокационным названием «Живущие по совести или подлецы?» автор пишет, что наша ценность определяется тем, кто мы внутри, какие мы люди по своему существу, таким образом предлагая ответить на достаточно категоричный и — в случае искреннего подхода интервьюента-читателя — достаточно непростой вопрос. Неотвратимость дачи ответа подтверждает и черно-белая обложка книги, словно вторя интервьюеру: «Так все же живущий по совести или подлец?!» — дескать, сколько ни юли, ответить все равно придется. Только когда? И кому? Кто этот интервьюер — автор, читатель или та самая совесть?..

Впрочем, все не так страшно: мягкий градиент экрана смартфона дает добро повременить с окончательным выводом.

Примерно в середине одной из следующих книг афоризмов, уже не со столь жесткой подачей, автор совершенно спокойно, ненавязчиво и как бы даже незаметно приводит высказывание «Я всегда выставляю шипы, когда мне говорят о том, что надо жить как все. Почему я должен жить как все?.. Каждый человек индивидуален, у каждого своя жизнь, и я не хочу „как все“. Я хочу жить так, как я хочу. Считаю это самым правильным желанием».

Именно этим он и открывает свое истинное — четкое и смелое — миропонимание. Которое, в свою очередь, главным образом определяет и систему взглядов, и основы межличностного взаимодействия, и принципы принятия ключевых решений.

Осмыслению афоризмов и доверию к их содержанию способствует прежде всего реальное существование в настоящем времени самого автора, его осязаемость. С Омаром Хайямом не побеседуешь, Козьме Пруткову уточняющийся вопрос не задашь, а с Вячеславом Заренковым можно и в переписку вступить через соцсети, и даже лично повзаимодействовать на творческой встрече. Ближайшая, напомним, состоится уже в сентябре.

А властен ли автор оказать посредством своих высказываний реальную поддержку, иль своего ума не вложишь? Зависит, видится, от принимающей стороны.