Русский музей после долгого карантина открыт для посетителей. Собрание картин здесь - не только классические работы мастеров живописи. Например, в корпусе Бенуа представлена коллекция полотен конца XIX-XX веков, новаторских стилей и направлений. О некоторых из культовых работ - в подборке «АиФ».
Валентин Серов «Портрет княгини Юсуповой» (1902)
Валентин Серов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910)
Картину, созданную Валентином Серовым в Париже, приняли неоднозначно. Илья Репин, мягко говоря, не одобрил работу своего ученика.
А современники указывали на то, что в жизни Ида Рубинштейн была намного толще, чем ее изобразил художник. Серов сознательно так стилизовал работу. Его героиня - знаменитая танцовщица, прославившаяся исполнением партии Шехеразады в балете на музыку Н. А. Римского-Корсакова, - изображена в одной плоскости с фоном, отсылая зрителя к египетским фрескам. Художник впервые увидел девушку на сцене в Париже и тогда отметил, что она как «оживший архаический барельеф». На картине отсутствуют отвлекающие от тела детали, для того чтобы можно было рассмотреть пластику тела Рубинштейн.
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)
Критики высоко оценили работу мастера. Полотно, которое погружает зрителя в мир старой Руси с его чаепитиями, гулянками и ярмарками, представили на нескольких экспозициях, в том числе и первой персональной выставке Бориса Михайловича. Интересно, что эта работа, одна из самых известных, увидела свет в 1918 году - как раз после революции, которая этот самый купеческий мир уничтожила.
Борис Кустодиев «Масленица» (1916)
Уроженец Астрахани, художник от Бога, Борис Михайлович по причине тяжелой болезни в течение 15 лет был парализован. Мастер не мог ходить и обслуживать себя. Но талант его, что удивительно, не исчез - прикованный к постели, он творил лежа. Лучшие работы Кустодиева написаны именно в этот физически тяжелый для него период.
Так он создал «Масленицу» - наполненную жизнью, ярмарочным весельем и ювелирно выписанными деталями. В восторге от этой картины был Илья Репин, а также комиссия по покупке картин для музея Академии художеств - там до 1923 года хранилась картина.
Кстати, по мнению биографа Кустодиева, живописец неспроста с любовью относился к масленичной тематике. Сохранилось письмо матери к художнику, где та отмечает: «Ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины».
Павел Филонов «Крестьянская семья» (1913)
При его жизни не было проведено ни одной его выставки, хотя творчество Филонова оказало огромное влияние на мировую живопись. Одна из самых известных работ - «Крестьянская семья (Святое семейство)». Образы на полотне восходят к простонародным типам, художник воплощает в картине свое, будничное, понимание евангельской легенды. Умер Павел Николаевич в самом начале блокады от истощения.
Марк Шагал «Прогулка» (1917)
Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века обожал поговорки. По мнению искусствоведов, «Прогулка» - еще и интерпретация пословицы о синице в руках. Судите сами: зеленая лужайка, ветви дерева, живописный вид на город с виднеющимися розоватыми стенами церкви… и парящие над землей влюбленные. Произведение - часть триптиха. Два его «брата» выставлены в Третьяковской галерее и в парижском Музее искусств. Французам полотно подарил сам Шагал, в 1937 году получивший гражданство этой страны.
Казимир Малевич «Красный квадрат» (1915)
В 1915 году в Петрограде на «Последней футуристической выставке картин», названной «0,10» (10 ее участников решили свести все предметные формы «к нулю» и шагнуть за «0» в беспредметность), Казимир Малевич показывает 39 абстрактных супрематических композиций, среди которых был и «Красный квадрат».
На обороте картины Малевич дописал: «Женщина в двух измерениях». Художник перевел реальность в другой мир, с помощью геометрической фигуры воплотив традиционный образ крестьянки в красном сарафане. Искусствоведы расшифровывают: окружающая нас реальность, которую мы воспринимаем в трех измерениях, преображается на холсте Малевича в образ-знак. А сама работа - максимальное выражение сверхличностной сущности искусства.
Кстати, красный цвет в образе крестьянки и черный в «Черном квадрате» вполне может быть связан и с эмоциональными переживаниями художником событий Первой мировой войны.
Михаил Врубель «Богатырь» (1899)
Изображение могучего титана на сильном коне дает зрителю ощущение, что силу оба получают из недр земли. Автор на это и рассчитывал, создавая эпический образ богатыря (на холсте - Илья Муромец), рожденного природой. Кстати, мало кому из современников Врубеля понравилась такая трактовка.
Художник работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Мастер мечтал соединить искусство с жизнью.
И часто использовал в своих произведениях орнаменты. К сожалению, многие современники часто видели в полотнах отголоски его душевной болезни.