Шедевры корпуса Бенуа: главные полотна начала XX века

Современники указывали на то, что в жизни Ида Рубинштейн была намного толще, чем её изобразил художник... © / Коллаж АиФ

Русский музей после долгого карантина открыт для посетителей. Собрание картин здесь - не только классические работы мастеров живописи. Например, в корпусе Бенуа представлена коллекция полотен конца XIX-XX веков, новаторских стилей и направлений. О некоторых из культовых работ - в подборке «АиФ».

   
   

Валентин Серов «Портрет княгини Юсуповой» (1902)

Это полотно в стиле импрессионизма - одна из самых известных работ художника. Она вызвала противоречивые оценки. Ряд современников живописца посчитали позу героини «вымученной», а саму композицию - «слабой». В то же время искусствоведы признают картину образцом парадного портрета. До 1925 года работа хранилась в Юсуповском дворце - именно в его стенах и изображена Зинаида Николаевна. Сама княгиня очень нравилась художнику. Серов говорил, что в ней есть «что-то такое, хорошее». Однако запомнилась Зинаида не только как красивая придворная дама и благотворительница (во дворце Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых в годы Первой мировой, а сама княгиня после революции помогала мигрантам в Риме с едой и работой). Но и как мать Феликса Юсупова - одного из убийц Григория Распутина.

Валентин Серов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910)

Картину, созданную Валентином Серовым в Париже, приняли неоднозначно. Илья Репин, мягко говоря, не одобрил работу своего ученика.

Фото: Русский музей

А современники указывали на то, что в жизни Ида Рубинштейн была намного толще, чем ее изобразил художник. Серов сознательно так стилизовал работу. Его героиня - знаменитая танцовщица, прославившаяся исполнением партии Шехеразады в балете на музыку Н. А. Римского-Корсакова, - изображена в одной плоскости с фоном, отсылая зрителя к египетским фрескам. Художник впервые увидел девушку на сцене в Париже и тогда отметил, что она как «оживший архаический барельеф». На картине отсутствуют отвлекающие от тела детали, для того чтобы можно было рассмотреть пластику тела Рубинштейн.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)

Художник, совершенно уверенный, что «худые женщины на творчество не вдохновляют», довольно долго вынашивал замысел картины. На эту работу Кустодиева вдохновила картина «Чаепитие», которую тот увидел в частной коллекции. Вообще, это далеко не единственное его творение на тему купеческого быта. Уж очень нравились живописцу барыни - на полотнах они словно богини, выразительницы мечтаний простого народа о счастье и достатке. Главной героиней картины стала баронесса Галина Адеркас, происходящая из древнего дворянского рода.

Критики высоко оценили работу мастера. Полотно, которое погружает зрителя в мир старой Руси с его чаепитиями, гулянками и ярмарками, представили на нескольких экспозициях, в том числе и первой персональной выставке Бориса Михайловича. Интересно, что эта работа, одна из самых известных, увидела свет в 1918 году - как раз после революции, которая этот самый купеческий мир уничтожила.

Борис Кустодиев «Масленица» (1916)

Уроженец Астрахани, художник от Бога, Борис Михайлович по причине тяжелой болезни в течение 15 лет был парализован. Мастер не мог ходить и обслуживать себя. Но талант его, что удивительно, не исчез - прикованный к постели, он творил лежа. Лучшие работы Кустодиева написаны именно в этот физически тяжелый для него период.

   
   
"Масленица", фрагмент. Фото: Русский музей

Так он создал «Масленицу» - наполненную жизнью, ярмарочным весельем и ювелирно выписанными деталями. В восторге от этой картины был Илья Репин, а также комиссия по покупке картин для музея Академии художеств - там до 1923 года хранилась картина.

Кстати, по мнению биографа Кустодиева, живописец неспроста с любовью относился к масленичной тематике. Сохранилось письмо матери к художнику, где та отмечает: «Ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины».

Павел Филонов «Крестьянская семья» (1913)

Судьба этого живописца трагична - еще при жизни его работы стоили огромных денег, но сам мастер умер, голодая и в нищете. Он начинал свой путь в Петербурге, где учился на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года - в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Там художник впервые проявил характер - поссорился со своим профессором. После Филонов путешествовал по Италии и Франции, где изучал античное искусство.

При его жизни не было проведено ни одной его выставки, хотя творчество Филонова оказало огромное влияние на мировую живопись. Одна из самых известных работ - «Крестьянская семья (Святое семейство)». Образы на полотне восходят к простонародным типам, художник воплощает в картине свое, будничное, понимание евангельской легенды. Умер Павел Николаевич в самом начале блокады от истощения.

Марк Шагал «Прогулка» (1917)

«Любовь окрыляет» - именно это чувство живописец перенес на полотно. Белла Розенфельд - муза Марка Шагала, а также жена и натурщица - вдохновила его на создание этой и многих других картин. Ради нее художник из Витебска бросил прежнюю возлюбленную Тею (которая несколько раз позировала ему обнаженной, что было смелым поступком в царской России). Шагал говорил, что его поразили «выпуклые черные глаза» Беллы. Ее образ прослеживается во всех любовных мотивах, а черты угадываются почти в каждой изображенной женщине.

Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века обожал поговорки. По мнению искусствоведов, «Прогулка» - еще и интерпретация пословицы о синице в руках. Судите сами: зеленая лужайка, ветви дерева, живописный вид на город с виднеющимися розоватыми стенами церкви… и парящие над землей влюбленные. Произведение - часть триптиха. Два его «брата» выставлены в Третьяковской галерее и в парижском Музее искусств. Французам полотно подарил сам Шагал, в 1937 году получивший гражданство этой страны.

Казимир Малевич «Красный квадрат» (1915)

В Русском музее хранится несколько картин автора «Черного квадрата». Но прежде чем смотреть работы, стоит изучить их историю.

В 1915 году в Петрограде на «Последней футуристической выставке картин», названной «0,10» (10 ее участников решили свести все предметные формы «к нулю» и шагнуть за «0» в беспредметность), Казимир Малевич показывает 39 абстрактных супрематических композиций, среди которых был и «Красный квадрат».

На обороте картины Малевич дописал: «Женщина в двух измерениях». Художник перевел реальность в другой мир, с помощью геометрической фигуры воплотив традиционный образ крестьянки в красном сарафане. Искусствоведы расшифровывают: окружающая нас реальность, которую мы воспринимаем в трех измерениях, преображается на холсте Малевича в образ-знак. А сама работа - максимальное выражение сверхличностной сущности искусства.

Кстати, красный цвет в образе крестьянки и черный в «Черном квадрате» вполне может быть связан и с эмоциональными переживаниями художником событий Первой мировой войны.

Михаил Врубель «Богатырь» (1899)

Художник посвятил множество своих работ русскому фольклору. «Богатырь» - одна из самых смелых и в то же время монументальных работ мастера.

Изображение могучего титана на сильном коне дает зрителю ощущение, что силу оба получают из недр земли. Автор на это и рассчитывал, создавая эпический образ богатыря (на холсте - Илья Муромец), рожденного природой. Кстати, мало кому из современников Врубеля понравилась такая трактовка.

Художник работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Мастер мечтал соединить искусство с жизнью.

И часто использовал в своих произведениях орнаменты. К сожалению, многие современники часто видели в полотнах отголоски его душевной болезни.