Создать шедевр — за три часа. Как Айвазовский написал «Девятый вал»

Самой известной картине главного мариниста России в этом году исполняется 170 лет. © / Commons.wikimedia.org

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин российского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Живописец изобразил море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. А знаете ли вы, как Айвазовский создал самую известную из своих работ?

   
   

История создания

В конце августа 1833 года в Петербург приехал один из величайших маринистов всех времен - Иван Константинович Айвазовский.

Первоначально он обучался в пейзажном классе Максима Воробьева. И уже спустя два года после приезда за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал обладателем серебряной медали, а также отправлен помогать модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Тот не разрешал Айвазовскому работать самостоятельно, но художник, нарушив запрет, продолжал писать пейзажи, а затем представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Они получили благожелательные отзывы, а Таннер пожаловался на своевольного помощника Николаю I. Распоряжением царя все картины Айвазовского с выставки сняли. Прощения художник удостоился лишь через полгода, и его определили в класс батальной живописи для занятий морской военной живописью. После нескольких месяцев учебы, в сентябре 1837 года, Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Результатом его особых успехов в учении, в стало принятией академией необычного решения - выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и отправить на это время в Крым для самостоятельных работ, а затем в командировку за границу на шесть лет…

Так начинался творческий путь главного мариниста России, самой известной картине которого в этом году исполняется 170 лет. Свое знаменитое полотно «Девятый вал» Иван Айвазовский закончил в далеком 1850 году. Сначала оно хранилось в Эрмитаже, а полвека спустя перекочевало в Русский музей, где и находится до сих пор. Ежегодно сотни тысяч туристов стремятся увидеть это произведение искусства вживую. 

Писал по памяти

«Девятый вал» был написан Айвазовским, когда тот уже стал признанным художником, получил мировую известность и заработал авторитет среди коллег. Полотно считается вершиной первого, романтического периода Ивана Константиновича. Есть версия, что он работал над картиной всего три часа! Однако, учитывая масштабы полотна, поверить в это довольно сложно.

Сюжет для произведения художник выбрал непростой. Он изобразил страшный момент разгула стихии, когда мощная волна вот-вот захлестнет шестерых несчастных людей и их убогий плот. Кажется, гибель неизбежна, но проглядывающие в небе лучи света дают надежду. Полотно, отобразившее грозную, разрушительную, мощную волну, имеет и иносказательный смысл - это противоборство сил природы и воли человека. И намекает на возможную победу людей, человечества, жизни.

Интересно, что изображенное буйство стихии - не вымысел. А воссозданная Айвазовским буря, которую тот пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Тогда он и экипаж чудом выжили, хотя пресса и писала о кончине художника. Произошедшее оставило неизгладимое впечатление, которое он выплеснул на полотно. Кстати, Айвазовский не раз говорил, что пишет свои произведения по памяти: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта». 

   
   

Волшебная вода

Название картины тоже имеет глубинный смысл - живописец не раз слышал, что в бурю среди других яростных волн, порожденная буйством стихии, подымается еще одна — самая мощная, сокрушительная. И наносит роковой удар. Греки называли ее третьей волной, римляне - десятой. Моряки XIX века были уверены, что самая страшная - девятая. Ведь эта цифра символизирует максимум, пик развития событий.

Современники Айвазовского приняли картину на ура. Критики писали положительные отзывы, а к полотну выстраивались длинные очереди. Причем приходили посмотреть на нее несколько раз. Интересно, что именно Айвазовский стал первым, кто организовывал персональные выставки и в провинциальных городах. Художника знали и любили не только в узких кругах. Помимо больших работ, он писал этюды для открыток, на которых неизменно было море.

Известно, что юный Иван Шишкин, будущий пейзажист, провел перед полотном несколько часов, покоренный монументальностью работы. Картина поразила и коллекционера Павла Третьякова, желавшего приобрести «Девятый вал». Автору он писал: «Дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Но Третьякова опередил император Николай I - шедевр увезли в Эрмитаж, а после полотно перекочевало в Русский музей.

Кстати, уже после того как картина туда попала, она восемь раз выезжала на выставки. Отправляли ее даже в Японию.