Спасти утраченные шедевры. Как в Царском Селе возвращают памятники к жизни

Посетители всегда под впечатлением. © / ГМЗ "Царское село"

1 июля в России отмечается День реставратора. В Петербурге к представителям этой профессии особое отношение. Многие исторические здания, предметы искусства, которыми восхищается весь мир, были восстановлены в нашем городе именно благодаря мастерству реставраторов. Одним из знаковых мест, где эта кропотливая, часто не видимая широкой публике работа продолжается и сегодня, является Государственный музей-заповедник «Царское Село».

   
   

Какие шедевры удалось возродить в последние годы? Как изменились потребности посетителей? И как в музее полетать на дирижабле? Об этом spb.aif.ru рассказала директор знаменитого комплекса Ольга Таратынова. 12 июня в День России в Кремле ей была вручена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. Также лауреатом премии стал директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Ольга Таратынова. Фото: ГМЗ "Царское село"

У нас – команда

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Ольга Владиславовна, официально высокая награда вам вручена «за вклад в возрождение царскосельского дворцово-паркового ансамбля». А не по протоколу? Как бы вы расшифровали слово «вклад»?

Ольга Таратынова: Как титанический труд музейщиков и реставраторов, вдохновение и мастерство. В этой работе много благородства и подвижничества, поэтому люди с холодным сердцем, как правило, не задерживаются. Что касается меня, награда не моя, а всего нашего коллектива – очень профессионального. Ведь в сложнейшем механизме научной реставрации нет этапов, людей более или менее важных. Во многом результат определяет как раз слаженность действий сотрудников музея, архитекторов, технологов. У нас команда единомышленников, без этого мы не могли бы сделать тот реставрационный прорыв, за который и получили Государственную премию.

– Ансамбль Царского Села очень пострадал во время Великой Отечественной. Екатерининский дворец фактически превратился в руины, была уничтожена и основная часть коллекций. Почему же реставрация началась так поздно, в конце 1950-х?

– После войны Царское Село оказалось третьим по счёту на восстановление – вслед за Петергофом и Павловском. Однако если эти резиденции возрождались довольно быстро, на волне энтузиазма, наша очередь дошла только в 1957-м.

Но едва начавшись, всё остановилось – из-за недостатка финансирования. В итоге Большой зал восстановили, например, только в 1980-м, а Янтарную комнату – в 2003-м. Работа продолжается и сегодня. Благодарны Министерству культуры, которое понимает наши заботы и подставляет надёжное плечо. Также благодаря поддержке меценатов, крупных компаний после масштабных работ открыты для посещения Агатовые комнаты, Дворцовая церковь и Лионский зал, другие шедевры. Но, по сути, зияющие раны войны мы залечиваем до сих пор.

   
   

Тончайшая техника

– Вы говорили, что во время одной из реставраций воспользовались помощью китайских специалистов. В чём заключается поддержка?

– Речь о возрождении личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Императрица любила китайский стиль шинуазри, и стены её апартаментов украшали лаковые панно из Поднебесной XVIII века чёрного и цветного лака с золотом. У меня немалый опыт знакомства с историческими интерьерами, но такой отделки я не встречала нигде. В войну они были полностью утрачены. Как их воссоздать? Так пришло решение обратиться к китайским мастерам, которые изучают и бережно сохраняют эту древнюю технологию. Сначала мы заказали две пробные композиции. Убедились, что они полностью соответствуют нашим требованиям, и в сентябре прошлого года подписали в Пекине трёхстороннее соглашение о воссоздании 155 настенных лаковых панно. На изготовление каждого уходит не менее трёх месяцев. Это тончайшая техника, которой более 7 тысяч лет.

 – Всё же как убедиться, что всё сделано правильно, что копии полностью совпадают с оригиналами?

 – Образцы собираем по крупицам, опираемся на сохранившиеся предметы, фрагменты, детали, иконографию. Например, при возрождении Александровского дворца бесценным материалом стали сотни снимков, которые сделали члены царской семьи, увлекавшиеся фотографией. Немало важных сведений дали и автохромы – их выполнили представители Художественно-исторической комиссии в 1917 году.

Иногда благоволит сама судьба. Так, при возрождении Янтарной комнаты наши реставраторы восстанавливали четыре флорентийские мозаики, исчезнувшие во время Великой Отечественной. Делали они это по довоенным описаниям и чёрно-белым фото. А в 1997-м на чёрном рынке антиквариата в Бремене обнаружилась подлинная мозаика – «Осязание и обоняние». Её возвращения пришлось ждать три года. Вопрос решался на уровне правительств двух стран. Когда раритет доставили в Царское Село, появилась возможность сравнить подлинную и воссозданную «каменную картину». Все были ошеломлены, ведь отличий практически не наблюдалось.

«Ярче солнца»

– Уверена, что посетители по достоинству оценят всё сделанное, но вы говорили, что сегодня публика отличается от прежней. В чём разница?

 – Если раньше люди часто посещали музей спонтанно, от случая к случаю, сегодня большинство готовятся к визиту заранее, как в театр. Предварительно покупают электронные билеты, знают – что именно хотят увидеть. А самое главное, намерены не просто слушать экскурсию, а погрузиться в историю. Поэтому в последние 3–4 года мы работаем над проектами, которые позволяют зрителям это сделать и стать ближе к жизни музея.

– Например?

 – В прошлом году с большим успехом прошли арт-медиации, дополнившие выставку «Ярче солнца», посвящённую 20-летию воссоздания Янтарной комнаты. Есть и более сложные задачи – сделать точками притяжения объекты, которые находятся в стороне от основных туристических маршрутов. Пример – Императорская ферма и Ратная палата, где располагается единственный в стране музей Первой мировой войны. В текущем году ему исполняется 10 лет. Мы организуем там необычные и интересные мероприятия. Так, во дворе Ратной палаты появился большой экран, где показывали «Киноистории Первой мировой» – фильмы от начала XX века до современных, читали лекции искусствоведы и историки. В результате посещаемость выросла, а проект перерос в другой, рассказывающий о воздухоплавании. Более того, в августе прошлого года в небо над Ратной палатой поднялся дирижабль.

В 2024-м 110 лет начала Первой мировой, и мы проводим выставки, кинопоказы, фестивали, рассказывающие об этих страницах истории. Главной темой станет авиация начала XX века. А 3 и 4 августа пройдёт большой военно-исторический фестиваль «Великая война. 1914», объединяющий клубы исторической реконструкции Москвы и Петербурга.

 – 30 июня в Екатерининском парке состоится очередной праздник – «Ассоциации». Чему он посвящён?

 – Традиции уже 14 лет. Это арт-проект, где представлены стили и эпохи, мода, прошлые века и современность. В нынешнем году он посвящён 225-летию Александра Сергеевича Пушкина и его произведениям, которые стали «Вечной классикой». Царское Село всегда вдохновляло творческих личностей, и сегодня это центр притяжения для миллионов людей, которые могут прикоснуться к истории России.

 – Царское Село помимо потрясающих парков, архитектуры уникально и тем, что здесь жили русские цари. Может, это покажется мистикой, но ощущаете ли вы их присутствие?

– Скажем так: я представляю и много читаю о венценосных владельцах царскосельской резиденции. Если проследить ход времён, её сотворили три великие женщины – Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II. Екатерина II – интереснейшая историческая фигура. Говоря современным языком – личность, которая «сама себя сделала». Многие сложности она преодолела благодаря уму и талантам, интересовалась всем, что происходило в мире. Пристально изучала передовые направления, в том числе в архитектуре, переписывалась с выдающимися людьми своего времени: Дидро, Вольтером.

Немка, она стала самой русской императрицей, всегда отстаивала интересы России. Осознавала долг, ответственность перед страной. Об этих фактах мы тоже стараемся рассказать нашим посетителям. После завершения большой реставрации личные покои Екатерины II обретут исторический облик, об этом мечтало не одно поколение музейщиков.