Киностудия, где были созданы сотни картин, ставших достоянием страны, сейчас в огромных долгах. Из-за этого невозможно начать собственное производство, полноценно развиваться. Как разорвать замкнутый круг? Об этом мы спросили врио генерального директора «Ленфильма» Инессу Юрченко.
Долг - больше двух миллиардов
Инессе Юрченко: Когда шесть месяцев назад я пришла на «Ленфильм», о проблемах, конечно, знала. Но то, что все настолько плохо, не ожидала. Еще с мая прошлого года арестованы счета, полностью парализована операционная деятельность… На сегодняшний день общий долг «Ленфильма» - 2,3 млрд рублей. Основную сумму - 1,5 млрд плюс 600 млн процентов должны банку. Это кредит, который прежнее руководство брало для модернизации, строительства, покупки дорогого оборудования.
Кроме того, предприятие стоит на картотеке (недостаточно средств для оплаты выставленных счетов. - Ред.). Это значит - все, что студия зарабатывает, в первую очередь идет на оплату труда сотрудников, затем - налоги, дальнейшие претензии. Их немало. Одних судебных исков у «Ленфильма» более 30, причем 25 уже проигранных. Не оплачены свет, газ. Скоро отопительный сезон, и я ломаю голову, где взять деньги для котельной, которая стоит на территории студии и обеспечивает еще три жилых дома. Ее не ремонтировали с 1950-х годов, но мы не имеем права оставить людей без тепла…
- Как удается работать в такой обстановке?
- Тяжело, практически невозможно. Вмешалась и пандемия. Все средства, которые мы зарабатываем, поступают в первую очередь от аренды. «Ленфильм» сдает много площадей, но во время борьбы с коронавирусом арендаторы или не платили, или просили дать отсрочку. Их можно понять. Дает доход и предоставление в аренду павильонов, кинореквизита, техники и т. д. Однако во время карантина никаких съемок не велось. Спасли нас средства, которые поступают от контрактов за продажу интернет-прав. Но это временная передышка.
- В 2015-м здание на Каменноостровском посетил Владимир Путин, написав в Книге почетных гостей: «Поздравляю с новой жизнью!». Затем он дал ряд поручений профильным министерствам и руководству города по оздоровлению киностудии. Выходит, они не выполняются?
- Первое поручение президента касается земельного участка, который находится на улице Тамбасова. К сожалению, сегодня эта территория так и остается в запущенном состоянии. В идеале мы хотели бы ее сохранить. Там, например, находится парк ретроавтомобилей: более 50 грузовиков военных времен и мастерские, где они обслуживаются. Если потеряем эту площадку - куда деть редкие машины? Хранить под открытым небом? Второе поручение главы государства предусматривает выделение субсидии. Этот вопрос должен решиться в ближайшее время. В мае «Ленфильм» был включен правительством России в список системообразующих предприятий. А недавно в Минкульте состоялось совещание, где речь шла о возрождении и поисках новой стратегии.
Почему права потеряли?
- Особое значение имеет поручение президента о возвращении «золотой коллекции». Почему права на нее оказались потеряны?
- Если вкратце, есть две тысячи фильмов, которые созданы и принадлежали «Ленфильму». Но наступили рыночные времена, и в 2009 году студия стала акционерным обществом. На сегодняшний день исключительное право на телевизионный показ 1432 картин принадлежит компании «Твин СП». Это знаменитые «Приключения Шерлока Холмса», «Собака на сене», «Свадьба в Малиновке», «Белое солнце пустыни» - то есть все хиты «Ленфильма». Срок контракта - до 2030 года. Договориться о возврате не получается. Правда, часть картин нам передали. Но, во-первых, они не так известны, а во-вторых, большинство в таком состоянии, что сначала их нужно отреставрировать. Сейчас вопросом возврата коллекции занимается лично министр культуры Ольга Любимова. Верю, что выход будет найден.
- «Ленфильм» не первый год активно сотрудничает с Министерством обороны. Какие совместные проекты планируются сейчас и на перспективу?
- Это партнерство имеет глубокие исторические корни. Оно началось еще в 1914 году, с момента образования военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета, который занимался съемками картин для русской армии. Сегодня эта деятельность продолжается. Студия, выпустившая «Чапаева», «Максима Перепелицу», «На войне как на войне», «Проверки на дорогах», накопила немалый опыт в художественном воплощении героического прошлого России.
Также мы подписали соглашение с пансионом воспитанниц Минобороны, филиал которого находится в Петербурге. Недавно девочки приезжали к нам на студию, а в конце августа мы едем с ответным визитом. Была я и в составе жюри конкурса, организованного Министерством обороны. Представили немало хороших картин, но особенно меня тронули фильмы, которые снимали суворовцы и нахимовцы. Можно только приветствовать то внимание, которое руководство армии уделяет развитию кадетских корпусов, подрастающему поколению. Кстати, вскоре на «Ленфильме» тоже запустится картина о нахимовцах. Так что традиции продолжаются.
- В ваших планах с Минобороны и обращение к патриотическому кино, теме армейской героики. В то же время немало тех, кто считает, что пора уже прекратить снимать военные фильмы...
- Не соглашусь. Сегодня, как никогда, нужно создавать военное кино. В том числе рассказывать правду о событиях Великой Отечественной. А то президент США на весь мир утверждает, что Америка победила фашизм, и все почему-то спокойно на это реагируют.
А ведь люди, которые не помнят историю и не знают очевидных вещей, рискуют остаться без будущего. При этом не надо замалчивать горькие страницы неудач и поражений. Так, откровением для многих стала военная драма «Ржев», которая создавалась под Петербургом, а накануне 75-летия Победы была показана на «Ленфильме». Это предельно честная картина о «чернорабочих войны», на себе испытавших ее тяжесть и жестокость. Рада, что зрители отдали ей свои симпатии.
Сценарный портфель полон
- Какие картины сейчас снимаются на «Ленфильме»?
- Практически закончил съемки Тимур Бекмамбетов. Он взял военную тему - фильм рассказывает о подвиге советского летчика Михаила Девятаева. О периоде 1942-1943 годов, реальных событиях, происходивших в Пушкиногорье, и картина Игоря Угольникова «Учености плоды». Уже идет монтаж, пишется звук. Заключен договор и с фондом Александра Сокурова, в производстве - две картины: «Узлы» и «Занять свое место». Алексей Герман продолжает работу над фильмом «Воздух». Это тоже военная повесть - о женщинах, сражавшихся на истребителях в начале Великой Отечественной. Кстати, именно в пятом павильоне студии Герман строил самолеты для своей картины. Сейчас «Ленфильм» сотрудничает с Алексеем Гуськовым и Сергеем Мелькумовым, их фильм посвящен «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича. Мы подавали заявки и на конкурсы в Министерство культуры, Фонд кино, но получили отказ. Виной всему - долги. Тем не менее сейчас все равно будем участвовать в конкурсе дебютов, который объявил Минкульт.
- Несмотря на финансовые сложности, на студии постоянно происходит немало интересного...
- 15 августа, например, во дворах «Ленфильма» открылось творческое пространство Kino Corner. В программе - «живые» концерты, мастер-классы, спектакли, встречи со знаменитостями. Стараемся, чтобы было интересно и взрослым, и детям.
Художники украсили стены граффити - кадрами из фильмов «золотой коллекции». На Петроградской стороне это первая такая площадка. Продолжаются, пока с ограничениями, экскурсии по обновленным музейным экспозициям. Ждем разрешение на открытие кинотеатра. Конечно, ситуация, повторю, продолжает оставаться сложной. Но, несмотря ни на что, у нас готова стратегия оздоровления киностудии на период 2020-2025 годов, основанная на реальном состоянии дел. Дополнительно к ней разработан и бизнес-проект с дорожными картами. «Ленфильм» - национальное богатство города, всей России, и я верю, что он возродится.