«Чудомир» на Крестовском

   
   

Здесь с увлечением занимаются полторы тысячи детей. Практически все кружки работают бесплатно. Сорок восемь программ рассчитаны на любой возраст - от трехлетних почемучек до старшеклассников.

Какой голос у зайца?

Трудно поверить, но еще лет пять тому назад на этом месте была свалка. Новый образовательный комплекс вырос в буквальном смысле с нуля. Сегодня на просторной, ухоженной территории расположены дендропарк и джунгли, аквариумы, мини-зоопарк, компьютерные классы и научно-исследовательские лаборатории. Все это прекрасно оснащено и полностью отдано в распоряжение ребят, которые интересуются биологией и экологией. Причем система обучения строится так, чтобы было интересно и малышам, и подросткам.

- Самый хороший возраст подготовки к научному мышлению - 3-4 года, - убеждена заведующая лабораторией начального эколого-биологического образования Мария Ибрагимова. - Поэтому наш учебный курс для самых маленьких так и называется: «Чудомир». Таким детям интересно все: листик, червячок. Это пора, когда хочется задавать различные вопросы. Скажем, какой голос у зайца? Мало кто слышал, а ведь он «плачет», почти как ребенок. Или почему небо голубое, а трава зеленая? Кажется, ничего сложного, но многие ли родители могут на них ответить? Не зная физики, химии коллоидного раствора, об этом трудно грамотно рассказать, причем на понятном сыну или дочке языке. В итоге взрослые отмахиваются и взаимопонимание теряется.

В «Чудомире» стараются так увлечь маленького человека, чтобы ему стало любопытно: а дальше что? Как объяснить трехлетнему, например, теорию эволюции? Здесь это делают при помощи сказки, картинок, игры, где участвуют амебы, лягушки, море, солнце. Так появляется первый исследовательский опыт. Методика имеет успех. Из 10 пришедших 7 остаются.

- Когда три года назад мы начинали, собрались пять человек, - вспоминает Мария Ибрагимова. - К первому сентября этого года записался уже 101 ребенок. Сейчас сформировано 10 небольших групп. Одна мама прямо с порога заявила: «Нам в песочнице рассказывали, что у вас здорово».

Мамы, кстати, присутствуют на уроках вместе со своими чадами. «Мы родителей не боимся, наоборот, приглашаем», - говорят в «Чудомире». Они не только сами могут узнать немало нового, но и посмотреть, как ребенок воспринимает полученную информацию, реагирует на замечания или поощрения. Мир и складывается из таких «мелочей».

Из режиссеров - в ветеринары

Точка притяжения на «Крестовском» - мини-зоопарк. В любое время здесь шумно и весело. Мы пришли в момент, когда школьницы Юля Федоркова, Настя Маслова и Ира Федорова как раз кормили своих питомцев - носух, морских свинок, кроликов, хомячков, игуану, дикобразов. Подружки осваивают программу «биология и ветеринария домашних и экзотических животных». Курс - три года. Занятия два раза в неделю, некоторые приезжают даже из Кронштадта.

- Уже третий год езжу из Выборгского района, - поделилась Ира. - Очень интересно наблюдать за животными, смотреть, как они растут, как формируются их привычки, характер. Нам разрешают заходить в вольеры и общаться. В школе я писала сочинение о носухах. А знаете, какие умные куры и петухи? Когда говорят «куриные мозги» и имеют в виду ограниченность - это точно не о «хохлатках». Люблю «братьев меньших» и хочу стать ветеринаром.

- А я долго упрашивала маму, чтобы разрешила сюда приходить, - рассказывает шестиклассница Настя. - Мне очень интересно! Оказалось, например, что крысы прекрасно едят свежие огурцы. И хотя мама общение с крысами не одобрила, я эксперименты продолжаю. Свои впечатления записываю в виде небольших рассказов. Даже расхотела быть режиссером и собираюсь пойти в «айболиты».

- Такая практика часто становится подготовкой к будущей специальности, - считает педагог сектора зоологии Ольга Глотова. - Пока девочки хотят просто помогать природе, но не исключено, что в будущем пойдут в медицину, биологию, педагогику. Этот шаг делают многие, кто посещает наш центр.

К выбору профессии в центре относятся со всей серьезностью. Чтобы помочь юным определиться, на «Крестовском» открыт лекторий, где читают лекции сотрудники малого медицинского факультета. Это подразделение было создано 12 лет назад и сегодня входит в состав СПбГУ и отдела биологии ГДТЮ. Вечером 16 октября здесь собралось около 200 школьников.

- С удовольствием посещаю лекции, - говорит восьмиклассник Антон. - Хочу стать врачом, а здесь на наши вопросы отвечают как раз медики-практики. Они знают, о чем говорят.

- Наши слушатели получают углубленные знания по биологии, ведут исследовательскую деятельность, осваивают навыки практической медицины, - подтвердил заведующий лабораторией «Малый медицинский факультет» Сергей Барабанов. - Ежегодно многие из них становятся дипломантами городских олимпиад, достойно выступают на научных конференциях. Мы также проводим лекции по медицине, куда приглашаются все желающие.

Лесные соседи

Заглянули мы и к «Лесным соседям». Так называется кружок, где изучают окружающую среду. Пятиклассницы Катя и Вика взахлеб рассказывали, как они здорово летом съездили на Валаам, сколько необычного увидели и узнали. А в ближайшие выходные всей группой собираются в Ток­сово.

Время близилось к восьми вечера, но никто не расходился и в лаборатории экологии морского бентоса (ЛЭМБ). Этой уникальной организации уже более 45 лет. Научная лаборатория, которую сегодня знают во многих уголках страны и за рубежом, родилась из обычного школьного кружка при Зоологическом музее. Ее по-доброму опекали и помогали развиваться ряд выдающихся ленинградских ученых.

Сегодня морское дно осваивает новое поколение будущих гидробиологов. Ребята дважды в год совершают экспедиции на Белое море в Кандалакшский заповедник и привозят ценную информацию о жизни глубин. Часто эти наблюдения становятся основой публикаций, докладов, серьезных научных проектов. Некоторые уже в аспирантуре продолжают свои юношеские зарисовки.

- Мы исследуем течения, взаимоотношения между организмами, изучаем морских животных и растения, - хором рассказывали ребята. - А еще учимся жить в команде, можем развести костер, быстро поставить палатку, приготовить обед.

Но чтобы дети были так увлечены, нужны не только условия, но и талантливые педагоги. Рядом с ними именно такие альтруисты, преданные своей профессии и своим ученикам. Не случайно заведующий сектором полевой экологии Вадим Хайтов стал лауреатом Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». И в этот вечер он был со своими воспитанниками. «Стараюсь работать по правилу - настоящего исследователя можно воспитать, только вовлекая в реальные

дела», - говорит наставник. По такому принципу строится работа и во всем центре «Крестовский остров».

Смотрите также: