На этот вопрос до 1 октября нужно ответить петербуржцам, имеющим право на федеральные льготы. Сюда входят участники Великой Отечественной, инвалиды, блокадники, несовершеннолетние узники концлагерей, ветераны боевых действий и другие категории граждан. Как не ошибиться и сделать правильный выбор?
Неподъемные суммы
Сегодня в Петербурге 585 тысяч федеральных льготников. Из них только 158 тысяч сохранили право на получение лекарств. Остальные предпочли деньги.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/79/1623539/b06bf551ab57f8ff89c03fa48d910b3d.jpg)
Схема следующая. Допустим, вы до 1 октября 2022-го написали заявление о замене льгот деньгами. Но 2 октября заболели и поняли, что ошиблись. Хотите «отозвать» монетизацию, но это можно сделать только в следующем году, до 1 октября 2023-го. Причем реально получать нужные препараты вы станете еще позже – с 1 января 2024-го. То есть почти год и три месяца человек будет находиться на самообеспечении. При этом ежемесячная компенсация сегодня – чуть больше тысячи рублей. Явно недостаточно, чтобы купить все необходимое и полноценно лечиться.
Ситуация усугубляется при тяжелых недугах, которых, как правило, большинство.
«В среднем лечение бронхиальной астмы обходится в 100–150 тысяч. Онкологии – от 100 тысяч до миллиона рублей и больше, – привел данные А. Сарана. – Для обычных людей непосильные траты. В Петербурге есть несколько семей, где терапия составляет до 250 миллионов рублей в год. Все необходимые препараты покупает государство. Людям они жизненно необходимы».
Готовы перестроиться
Есть и другие аргументы в пользу обеспечения лекарствами, а не деньгами.
Важен и такой момент. Отказ граждан в пользу денежной компенсации приводит к тому, что город в целом недополучает средства из федеральной казны. Тем самым увеличивается нагрузка на бюджет Санкт-Петербурга. В свою очередь, это негативно сказывается на финансировании в регионе общего объема льготных программ.
«В 2021 году для лечения федеральных льготников мы закупили лекарств на 6 млрд руб. – подытожил А. Сарана. – При этом 4,2 млрд выделены из регионального и 1,8 – федерального бюджета. То есть если бы люди не монетизировали льготы, город получил не 1,8, а около 6 млрд руб. из федерального центра. Разница существенная».
Сейчас каждый месяц в комитет по здравоохранению, к депутатам, уполномоченному по правам человека, в Росздравнадзор обращаются десятки горожан. По жизненным показаниям им нужна терапия, но они отказались от социального набора услуг и вынуждены покупать дорогие препараты. Острую тему обсудили в сентябре и на заседании профильной комиссии по лекарственной безопасности под руководством вице-губернатора Олега Эргашева. Ее участники приняли решение: при поддержке Законодательного собрания обратиться в центральные органы власти с просьбой изменить существующий порядок. И дать возможность гражданам вернуть систему социальной помощи не один раз в год, а на протяжении всего календарного периода. Для этого нужно подать заявление в Пенсионный фонд, МФЦ, а также онлайн через единый портал Госуслуг. Как сообщили в комздраве, город готов «перестроиться» за 7–10 дней. Слово за Москвой.
«Человек остается беззащитным»
Руководитель центра помощи пациентам «Геном» Елена Хвостикова:
Недавно такая проблема возникла у нашей подопечной с болезнью Помпе. Не подумав, женщина выбрала деньги вместо лекарств. Чтобы она снова досрочно могла их получать, нам пришлось привлечь юристов, пройти через суд. Все это время жизнь человека оставалась под угрозой. Поэтому надо очень трезво оценить свои возможности. Да, в кошельке будет на тысячу рублей больше, но это может обернуться серьезным риском для здоровья. Подумайте, что важнее».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.