Не бояться старости. Как оставаться здоровым в пожилом возрасте

1 октября – международный День пожилого человека. В Петербурге более 1,2 миллиона пенсионеров, и в дальнейшем число будет увеличиваться.

   
   

Как сделать их жизнь активной и насыщенной? Чем может помочь медицина? Есть ли шанс на долгие годы сохранить здоровье и отодвинуть старость? Об этом spb.aif.ru рассказал начальник Госпиталя для ветеранов войн, главный гериатр Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор Максим Кабанов.

Отодвинуть возраст

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Максим Юрьевич, сегодня в Петербурге много активных, энергичных пенсионеров. Они молодо выглядят, хорошо себя чувствуют. А каковы официальные границы возраста и продолжительности жизни?

Максим Кабанов: По градации ВОЗ, пожилыми считаются люди 60–74 лет. Старческий возраст – 75–89. 90 лет и старше – долгожители. Наш город достаточно возрастной. В разных регионах страны средняя продолжительность жизни разная, в Петербурге около 73 лет. Сейчас основной акцент делается на ее увеличении, повышении качества и активном, здоровом долголетии. Планируется, что к 2024 году средний возраст в России должен достичь 74 лет.

– Вы возглавляете гериатрию города. Что собой представляет это направление в здравоохранении? И чем отличается от геронтологии?

– Геронтология – наука о старости. Она изучает различные причины, закономерности старения и способы борьбы с ними. Термин ввел выдающийся ученый Илья Мечников еще в начале прошлого века. А гериатрия – это медицина, которая фокусируется на укреплении здоровья пожилых людей, профилактике и лечении заболеваний, инвалидности. Часто у таких пациентов появляется возрастная астения – это целый пласт изменений, в том числе личности человека. Начинается деменция – нарушается походка, реальна опасность падений. Не надо этого бояться. Нужно заниматься профилактикой и тем самым предотвращать разрушительные процессы.

   
   

– Но как уберечься от переломов, которые для многих пожилых становятся серьезным испытанием? Чем помочь, если беда все же случилась?

– Профилактикой падений надо заниматься на разных уровнях. Например, устанавливать в учреждениях побольше поручней, убирать ковровые дорожки, высокие пороги, другие провоцирующие предметы. Со своей стороны мы разработали обширный комплекс рекомендаций. Это важно, потому что с возрастом у человека, особенно женщин, возникает остеопороз, вымывается кальций, появляется хрупкость костей. Молодой упал – поднялся, ничего особого не случилось. А у пожилых часто ломается шейка бедра. Пациентов с такими серьезными травмами мы принимаем постоянно. Помочь может раннее оперативное вмешательство. Операция должна быть выполнена в первые 48 часов, иначе есть риск возникновения целого ряда осложнений, обострения фоновых заболеваний. В итоге можно длительное время провести на больничной койке, без физической нагрузки, что грозит даже летальным исходом.

В Петербурге сегодня живут в возрасте:
60–70 лет: 646,1 тыс. чел. 70–80 лет: 365,1 тыс. чел. 80–90 лет: 191,2 тыс. чел. 90–100 лет: 28,3 тыс. чел. свыше 100 лет – 347 человек (По данным автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» на 1.01.2022 г.)

Поможет гериатрия

– Петербург был пионером развития гериатрии в России. А на каком уровне она находится сейчас?

– Именно в нашем городе в 1994 году на набережной Фонтанки был открыт первый в России гериатрический центр, который работает и по сей день. Затем эту ответственную миссию – лечить пожилых людей – взял на себя наш госпиталь. Сегодня гериатрическая служба создана во всех районах, в поликлиниках работают специализированные кабинеты. Организовано и пять дневных стационаров. В прошлом году, несмотря на коронавирус, мы открыли гериатрическое отделение на 40 коек на Старорусской улице, 3, в Центре лечения жителей блокадного Ленинграда. Поддержал нас и комитет по здравоохранению города.

В Петербурге сейчас гериатрия по обеспеченности материальной базой, кадрами находится на очень хорошем уровне. Правда, хочется, чтобы в эту службу шли молодые люди, получившие диплом конкретно по данной специальности.

А не переквалифицировавшиеся из терапевтов. Такая дисциплина утверждена Минздравом, введен образовательный стандарт, но гериатров по-прежнему не хватает.

– Если появилась необходимость подлечиться, что нужно сделать обычным петербуржцам?

– Сначала прийти к участковому терапевту. Он проведет комплексную оценку состояния, в том числе на наличие астении. Определить ее признаки просто, достаточно выполнить несколько несложных тестов. Например, нарисовать циферблат часов, где стрелки показывают 13.45. Человек с сосудистыми расстройствами с подобным заданием не справится. Чтобы помочь, такого пациента направят к гериатру, а он уже выстроит систему лечения. Ведь задача гериатра не просто лечить, но и координировать усилия других врачей.

Потому что огромной проблемой является, например, полипрагмазия – назначение пяти и более препаратов одновременно одному человеку. Бывает, ежедневно употребляется до одиннадцати таблеток и капсул, это никуда не годится.

К тому же одни могут исключать или снижать действия других, что приводит к нежелательным последствиям. В народе говорят – одно лечим, другое калечим. Поэтому задача гериатра все данные систематизировать и определить, что нужно принимать. Если человек нуждается в стационаре, его направят на госпитализацию.

– Вы говорите о комплексной помощи. А как она выстроена в вашем госпитале?

– Мы не разделяем недуги и возраст: рассматриваем общее состояние и лечим человека, а не одну болезнь. Ранее уже упомянули о пилотном проекте по профилактике падений. Если поступает такой пациент, у нас его осматривает и готовит к операции целая мультидисциплинарная бригада – кардиолог, травматолог, реаниматолог. Создан замкнутый цикл оказания помощи, который не только помогает стабилизировать состояние, но и в будущем повысит качество жизни.

Порядок следующий. Сначала проводится операция, через 3–5 суток пациента переводят на реабилитацию в наш центр на ул. Елизарова. Там установлены самые современные тренажеры, применяются передовые методики. Он проходит эффективный курс восстановления и через 28 суток с тросточкой уже может идти домой. Самой старшей нашей пациентке было 106 лет. Она встала на ноги после протезирования, полностью прошла предложенную реабилитацию и успешно выписалась. При этом все наши услуги входят в систему ОМС, для людей все бесплатно.

Компьютер для бабушки

– В Петербурге много одиноких стариков. Если их никто не ждет, но после больницы нужна помощь, как снимается проблема?

– Чтобы ее решить, мы сотрудничаем с комитетом по социальной политике. Петербург – первый в стране город, где на площадках лечебных учреждений появились социальные участковые. В нашем госпитале открыты два таких кабинета. Как строится работа? Если выясняется, что пациент одинок, мы передаем эти сведения не только гериатрам в районную поликлинику, но и социальным участковым, и они прицельно и оперативно занимаются всеми вопросами. Рассматривается либо поддержка в домашних условиях, патронаж социальных работников или размещение в пансионате для пожилых. Программе уже несколько лет, и она доказала свою эффективность.

– В вашем госпитале также реализуется пилотный проект, где учат налаживать отношения пожилых людей и их родственников. Как это лучше сделать?

– Уже в октябре мы планируем у нас и в районных поликлиниках организовать встречи, где будем вести честный разговор об отношении друг к другу. На Западе распространен термин «эйджизм» – обозначающий дискриминацию по возрасту, отвержение, угнетение пожилых. Такую позицию надо истреблять на корню, вплоть до административной ответственности. Потому что если родители дали тебе жизнь, а сейчас сами нуждаются в помощи, надо их поддержать.

Мы порой встречаемся с молодыми людьми, которые считают: если их отец или мать лечатся в госпитале, то здесь должны и остаться. Сдали – и все. Но это не так. Тема сложная, однако нужно постоянно об этом напоминать, ведь проблема может коснуться каждого. Нужно рассказывать, как с возрастом меняются поведение, характер человека, возникают панические атаки. Справиться с трудностями помогут клинические психологи, но многое зависит от окружающих.

– 28 сентября в Петербурге открывается международный форум «Старшее поколение», где вы – один из организаторов. А как сегодня можно охарактеризовать старшее поколение нашего города?

– Прежде всего это наши учителя. Люди, которые передают свой опыт потомкам, видели войну, прошли блокаду и не по книгам знают ее горести. Мы должны на них равняться. Жизнь меняется, и одна из задач форума – помочь пожилому человеку найти себя в окружающем мире. Сегодня в Петербурге гериатрия и медико-социальная служба являются одними из лучших в стране. При правительстве города создан экспертный совет, который координирует работу профильных комитетов. В Северной столице созданы все условия, позволяющие и после возрастного рубежа не потеряться в социуме, продолжать активную жизнь. Работать, посещать кружки и секции, посильно заниматься спортом. Знаю людей, которые после инсульта стали рисовать, и сейчас их картины на выставках.

Также в городе запущены курсы компьютерной грамотности, которые ежегодно проходят более 10 тыс. человек, студии арт-терапии. Расширяются доступные сервисы. Открыты свыше 600 отделений, предоставляющих услуги дома или в форме полустационара. Но главное – нам всем надо бережно относиться к нашим бабушкам и дедушкам. Внимание, забота – лучшее лекарство, которое позволяет продлить жизнь и сделать ее насыщенной в любом возрасте.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.