Прививка для жизни. В Петербурге изобрели вакцину от СПИДа?

Вакцина прошла два этапа испытаний. © / Komsan Loonprom / Shutterstock.com

«Лечится или не лечится?», – на этот вопрос петербургские учёные однозначно говорят: «Да». По словам разработчика вакцины от СПИДа, профессора Андрея Козлова, теория о том, что это заболевание неизлечимо – миф. Чтобы развенчать его, необходимо просто выделять средства на исследования. В настоящее время изобретённая Козловым вакцина успешно прошла две фазы клинических исследований. Это единственный пример в России. Теперь на очереди третий этап.

   
   

Неожиданные результаты

Андрей Козлов раньше всех зафиксировал первого больного СПИДом в России, тогда ещё Советском Союзе. Это было в 1987 году. Тогда же он базе специальной лаборатории начал скрининг (тестирование) потенциальных пациентов из групп риска и не прекращает этот процесс до сих пор, выявляя новых больных.

«В 1997 году в России была объявлена программа по созданию вакцины, то есть прививки от СПИДа, – рассказывает учёный. – Над препаратом мы работали более десяти лет. В 2010 году провели первую фазу клинических испытаний. На этом этапе стояла задача выяснить, насколько вакцина безопасна. Мы привили её 21 добровольцу – жителям Петербурга, из числа молодых, здоровых людей, у которых не было ВИЧ в крови».

Эксперимент проходил на базе Первого медицинского института имени Павлова. Одному человеку пришлось отказаться от участия из-за банальной простуды. Прививка вводилась четыре раза внутримышечно, через определённые промежутки времени. Для разных людей – в разных дозах: в целях эксперимента. В результате у всех испытуемых выработался клеточный иммунный ответ организма на компоненты вируса, то есть, успех оказался стопроцентным! Учёные доказали – лекарство безопасно.

Также в процессе удалось сделать важные открытия. Например, выяснилось, что некоторые люди, имея постоянные незащищённые контакты с ВИЧ-инфицированными, не заражались. Почему? Их организм по каким-то причинам блокировал вирус. Одна из версий – они уже встречались раньше со схожим по характеристикам вирусом, и у них выработался иммунитет. Исследователи прорабатывают это направление. Второе – удалось доказать, что вирус в крови можно поймать уже в первые дни заражения, а не через 2-3 недели, как считалось раньше. А значит, если давать человеку сразу же специальные препараты, то заболевания можно избежать. Особенно это актуально для врачей, которые имеют дело с заражёнными.

Вакцина как лекарство

Вторая фаза заняла 3 года. В ней приняли участие 54 добровольца из числа ВИЧ-инфицированных: жители Казани, Ижевска, Волгограда, Липецка, Тольятти, Калуги и Московской области. Основной акцент делался на терапевтическом свойстве препарата. То есть, был поставлен вопрос – насколько вакцина способна лечить?

Итоги оказались обнадёживающими. Во-первых, подтвердилось, что вакцина безопасно и хорошо переносится больными: побочных эффектов нет. Во-вторых, было доказано, что она, действительно повышает число иммунных клеток, направляя их на борьбу с заражёнными клетками и уменьшая их. А значит, прививку можно сочетать с лекарствами.

   
   

«Пациент получает противовирусные препараты, и к ним добавляется вакцина, – объясняет Андрей Козлов. – Это позволяет снижать дозу лекарств, которые непрерывно вынужден принимать больной. В идеале мы рассматриваем такой вариант: вирусные резервуары достигнут такого минимума, что иммунная система в конце концов сама с ними справится, то есть, речь пойдёт об излечении. Мы стремимся к такому варианту».

Главный минус постоянного приёма препаратов, по словам учёного – их высокая цена. Больные получают их бесплатно, но государство тратит ежегодно на эту программу 20 миллиардов рублей. При этом лечение получают только 110 тысяч ВИЧ-инфицированных, то есть, примерно 8-10%. В реальности их от 700 тысяч до 1 миллиона человек.

Фаза заморожена

На очереди – третья фаза. Вакцина может использоваться как профилактическая: для выработки иммунитета. Но для этого нужны массовые доказательства. По требованиям международного протокола, испытания необходимо провести как минимум на тысяче человек. А это огромные средства.

В советское время, объясняет Козлов, с этим проблем не было – государство выделяло все требуемые финансы, учёные работали. В итоге первый этап борьбы с болезнью удалось выиграть, до 1996 года в России ВИЧ-инфицированных было всего около тысячи человек. Сейчас – в тысячу раз больше! Такой провал произошел именно по той причине, что сфера финансируется по остаточному принципу или за счёт случайных грантов.

Поэтому, говорит учёный, приходится констатировать: третья фаза жизненно важных испытаний сегодня, по сути, заморожена. Когда «прививка для жизни» будет введена в массовое производство, пока неизвестно.