Сегодня исполнилось ровно десять лет авиакатастрофы над Синайским полуостровом, в которой погибли 224 человека. 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Из них большинство — 132 пассажира — петербуржцы. Также в самолете находились жители Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, четверо граждан Украины и один — Белоруссии.
Самой пожилой пассажирке было 77 лет, а самой маленькой, Дарине Громовой, исполнилось лишь 10 месяцев. Всего на борту находилось 27 детей.
Скорбный день
Вот уже десять лет подряд родственники погибших начинают утро этого скорбного дня в храме. Ровно в 7.14 рейс № 9268, летевший из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург пропал с радаров. Это произошло через 23 минуты после взлёта. Аэробус взорвался в воздухе и упал на землю в центральной части Синая. Обломки разбросало на 30 километров.
Сегодня ясно, что это был теракт. Установлено, что перед взлётом в хвостовую часть лайнера террористы заложили самодельное взрывное устройство, которое и сдетонировало. Бомба лежала в багажном отсеке, рядом с чемоданами и детскими колясками. Через какое-то время ответственность за произошедшее взяла на себя одна из радикальных группировок, но точные виновники злодеяния до сих пор неизвестны.
Как прошли эти десять лет для родственников погибших? «Расследование по делу о теракте ведется до сих пор — уже 10 лет, его срок продлевается каждые полгода», — тихо говорит Ирина Захарова. В страшной катастрофе она потеряла единственную дочь Эльвиру Воскресенскую. До сих пор корит себя, что не смогла отговорить дочку от той поездки. Просила не лететь в Египет, как будто чувствовало сердце.
В салоне самолёта девушка занимала место 14F. Эльвира работала в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу инспектором отдела надзорной деятельности. Как раз после возвращения из Египта она должна была получить звание майора. Отдыхать Эля поехала вместе с подругой и её пятилетним сыном. 31 октября в 6:27 по Москве она прислала родителям по сотовому последнее сообщение: «В самолете, 10 минут и взлетаем (((( встречайте ))))». Ей было 28 лет.
У Эльвиры был муж, он тоже очень горевал, но жизнь берёт своё. «Зять женился через два года, — говорит Ирина Захарова. — У него уже родилось два сына. Мы общаемся ,и я рада, что он создал семью. Ну в наше с мужем горе ничем не измерить».
Женился, родился сын
Женился и Олег Винник, который потерял в катастрофе жену и детей. А в прошлом году у него родился сын, и он встречал молодую супругу из роддома одной из частных клиник. Счастливыми фотографиями мужчина поделился в социальных сетях.
Память навсегда живёт и в семьях летчиков погибшего экипажа. Дочке второго пилота рейса 9268 Сергея Трухачева исполнилось два года, когда погиб отец. В этом году жена пилота Надежда впервые привезла девочку в Петербург на Серафимовское кладбище — к мемориалу «Сложенные крылья». Сам Сергей похоронен в Московской области, обычно в этот день близкие едут к нему.
Постоянно приходит на Серафимовское кладбище и Елена Громова — бабушка самой юной пассажирки рейса Дарины Громовой из Гатчины. Трагедия навсегда разлучила её с сыном Алексеем, невесткой Татьяной и 10-месячной внучкой. Тогда фотография девочки в аэропорту с нежной надписью «Самый главный пассажир!» облетела все мировые СМИ. Останки малышки были найдены спасателями в 30−35 км от эпицентра крушения. Все вместе они и на памятнике — молодая, красивая семья, полная планов и надежд, которым не суждено было сбыться.
Беда давит, но старшие Громовы в себе не замкнулись. Встречаются с другими близкими погибших, друзьями, стараются отдыхать. И тоже очень хотят дождаться расследования. Это общая цель всех родственников, ведь несмотря на то, что прошло десять лет, в деле о крушении А 321 ещё много сложных вопросов. Один из них — выплата компенсаций. «Шок, но гибель 224 человек и очевидность трагедии власти Египта так и не признали,- с горечью подтверждает Ирина Захарова. — Также в официальных кругах этой страны не соглашаются, что был совершен теракт, своей вины в случившемся не видят, а значит ничего не выплачивают. Виновные не найдены и никого не наказали. Никто даже не извинился».
«Не в деньгах дело»
С российской стороны делается многое, чтобы помочь людям, потерявшим отцов, жён, детей. В марте 2025 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о выплате родственникам погибших над Синаем в результате теракта компенсации в размере 1,5 млн рублей. В апреле, через 9,5 лет после трагедии, выплаты получили родственники 187 жертв теракта из 224. У остальных погибших к этому моменту не осталось близких, имеющих право на эти суммы. Умерли уже 48 человек.
Сегодня родственники жертв катастрофы над Синаем по-прежнему повторяют, что не в «деньгах дело. Речь о признании государством ответственности за своих граждан». Поэто упорно добиваются, чтобы в России был принят закон о помощи пострадавшим в терактах. Пока в нашей стране такого документа нет. Чтобы работа дала результат, родные жертв трагического рейса объединились с другими такими же пострадавшими: представителями фондов «Матери Беслана», «Норд—Ост», «Волгодон». Это касается и погибших во время терактов в петербургском метро, «Крокус Сити» в Москве и других трагедий.
«Наших близких не вернуть, но близкие, дети нуждаются во внимании, — говорит Ирина Захарова. — У многих инфаркты, инсульты, нервные срывы, им нужны лечение, реабилитация. На основании закона получить такую поддержку станет легче». Инициатива уже выдвигалась в парламенте Северной столицы, Государственной думе, но не получила одобрения. Тем не менее работа ведётся на уровне уполномоченных по правам человека в России и Санкт-Петербурге.