Был ли шанс выжить? Трагедия на Поцелуевом мосту унесла семь жизней

Продолжается расследование страшной аварии – 10 мая в центре Петербурга городской автобус № 262 пробил ограждение и вылетел с дороги в Мойку. Салон моментально наполнился водой. В аварии чудом выжили лишь один пассажир и водитель.

   
   

Спасся только один

Единственный выживший пассажир Александр Тверетнев вспоминает, что в момент падения он крепко держал за руку свою жену. А дальше – мутная вода, темнота и холод.

«Я пытался выбить ногами стёкла, но никак не получалось. Потом к потолку прислонялся губами, чтобы собрать остатки воздуха. После стал по поручням двигаться вперёд, потерял ориентацию, всё в темноте происходило. Потом резко – свет, и меня вытаскивают», – рассказал он в день трагедии, лёжа на больничной койке. И добавил: «Очень беспокоюсь, как там жена. Готов прямо сейчас встать и идти искать её». Тогда Александр ещё не знал, что его супруга Елена не смогла выбраться из затонувшего автобуса.

Сразу после аварии оставалась слабая надежда спасти ещё кого-то: трое (мужчина 26 лет и две женщины) скончались на месте, но в некоторых пострадавших теплилась жизнь. Они ушли из жизни позже в больнице. Среди них – профессор «Военмеха» Алексей Храмов и филолог-русист СПбГУ Тамара Горчакова. Оба посвятили профессии всю жизнь и продолжали трудиться даже в преклонном возрасте. С разницей в несколько часов умерли 55-летний житель Петергофа и 46-летняя Евгения. Семьям погибших положены страховые выплаты. В Национальном союзе страховщиков ответственности сообщили, что родственники получат по 2,025 млн рублей.

Многих сегодня мучает вопрос – а был ли в принципе шанс спастись у пассажиров злополучного автобуса? Тем более на помощь пострадавшим сразу бросились неравнодушные очевидцы.

«Если автобус упал в воду, открыть дверь из-за давления извне практически невозможно, – рассказал заслуженный спасатель России Сергей Щетинин. – Поэтому лучше сконцентрироваться на открытии окна. Это потребует хладнокровия и решительности, но вполне достижимо. Другой вариант – дождаться, пока салон практически полностью заполнится водой, чтобы разница давлений снизилась. Тогда можно попытаться открыть дверь и, набрав полные лёгкие воздуха, всплыть на поверхность. Очень полезно иметь при себе специальное приспособление – стеклобой, которое представляет собой небольшой брелок, крепящийся на ключи. С его помощью можно разбить стекло».

   
   

Штрафы и халатность

Сейчас Следком расследует сразу несколько уголовных дел. Обвинение предъявлено водителю автобуса, 44-летнему Рахматшоху Курбонову. В деле очень много роковых стечений обстоятельств. Во-первых, водитель настаивает на том, что тормозная система в автобусе была неисправна, потому и случилась авария. Во-вторых, на ранний маршрут его заставили выйти сразу после 10-часовой рабочей смены накануне.

«Экспертизы об исправности или неисправности транспортного средства в деле пока нет, а если окажется, что оно было неисправно, то и обвинять мужчину будет не в чем», – рассказали в объединённой пресс-службе городских судов. При этом ранее Курбонов не раз привлекался к ответственности за нарушение ПДД. Теперь это может стать отягчающим обстоятельством. Кроме того, в ходе следствия выяснилось, что мужчина незаконно помогал своим соотечественникам фиктивно встать на учёт иностранных граждан. И в отношении мужчины возбуждено ещё одно уголовное дело.

Не меньше вопросов и к компании-перевозчику – ООО «Такси». На скамье подсудимых оказался начальник автоколонны компании. Мужчина, чьё имя не оглашают, отвечал за соблюдение трудовой и транспортной дисциплины, а также обязан был следить за режимом труда и отдыха водителей. Задержанному теперь может грозить до 10 лет лишения свободы по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Расследование дела взял на контроль председатель СК Александр Бастрыкин.

Примечательно, что за последние два года фирма заработала 23 штрафа на 3,6 миллиона рублей – фактически балансировала на грани конфискации автобусов и закрытия. Только если бы это произошло, парализовалась бы часть городских маршрутов, чего тоже допускать нельзя. Вероятно, поэтому и сейчас компания-перевозчик продолжает обслуживать 11 автобусных маршрутов. Большинство из них проходят через исторические районы Петербурга, включая Поцелуев мост, где случилась трагедия. Смольный пообещал провести тщательную проверку всех лазурных автобусов ООО «Такси».