Гранаты у нефтепровода. Кого вербуют в террористы?

Вероника Такмовцева / Коллаж АиФ

Самодельное взрывное устройство было обнаружено на прошлой неделе под Петербургом рядом с магистральным нефтепроводом, по которому из Приволжья на Северо-Запад России перегоняют миллионы тонн дизельного топлива. А в понедельник молодой человек забросил на территорию поликлиники в Петербурге пакет с ручной гранатой внутри. Основная версия – активность украинских спецслужб, которые продолжают по телефонам «обрабатывать» несознательных граждан, обещая им деньги за попытки терактов.

   
   

В стиле шизофрении

Характерная особенность и первого, и второго случаев – небрежность исполнения. Самодельное устройство, которое неизвестные скотчем примотали к конструкции нефтепровода, состояло из двух гранат – ручной (РГД-5) и противопехотной (РГО). Первая была без чеки и замотана в картон. Предполагалось, видимо, что бумага размякнет, граната сработает и спровоцирует взрыв второй.

Но, по мнению экспертов, взрывное устройство собирали дилетанты.

«Это какая-то новогодняя гирлянда в стиле шизофрении. Гранаты, безусловно, рабочие, но с подкисшими и ржавыми запалами. Эта «гирлянда» могла максимум повредить забор и поцарапать металл. Если это способ напугать тех, кто работает на объекте, их бы максимум тряхнуло, даже не оглушило бы. О взрыве трубы можно и не говорить, максимум – повредит обшивку», – рассказал один из экспертов 47.news.

Аналогичное впечатление какой-то странной игры с боеприпасами производит и история с гранатой в пакете, которую забросили на территорию поликлиники на Кустодиева. На попавших в сеть видеокадрах можно рассмотреть, как к невысокому забору учреждения подходит молодой мужчина в капюшоне, что-то делает около ограждения и быстро удаляется. Как рассказали медики, сидевшие в припаркованной машине «скорой помощи», молодой человек перекинул пакет со словами «Там бомба!». Вызванные на место сапёры обнаружили в пакете гранату Ф-1, в которой не было взрывчатых веществ.

Делали для отчёта?

Эти подробности позволяют в качестве основной версии рассматривать причастность украинских спецслужб. Как уже неоднократно отмечало наше издание, в последнее время часть телефонных мошенников переквалифицировались в террористов и за деньги уговаривают своих жертв совершить те или иные общественно опасные деяния – поджог военкоматов или порча релейных шкафов на железнодорожных путях. Как правило, для получения денег нужно отчитаться перед куратором, сделав фотоснимки. Вот и обе эти истории больше всего напоминают случаи, когда акции проводили для отчётности.

   
   

Тем не менее, если исполнителей задержат, то отвечать им придётся по всей строгости закона. И это – единственный выход, считает специалист по ГО и ЧС, подполковник запаса Олег Бажанов.

«Безусловно, жаль несчастных стариков, которым задуривают голову, и к ним можно относиться снисходительно, если реальный вред не причинён. А вот люди молодые должны отвечать за свои поступки по всей строгости закона. Без всякого снисхождения. И судебные процессы такого рода должны освещаться максимально широко. Только страх может повлиять на идиотов, которые за 10 тысяч рублей готовы устраивать натуральные теракты. И все потенциальные «бомбисты» должны чётко знать, чем они рискуют», – уверен Бажанов.

По его мнению, потенциальную группу риска в этом смысле представляют молодые мигранты – люди, которые временно приехали в нашу страну и готовы покинуть её в любой момент. Собственно, первый случай такого рода в Петербурге уже зафиксирован – в августе около военкомата задержали 24-летнего мигранта с бутылкой бензина в руках. Выяснилось, что некая виртуальная возлюбленная обещала ему интимные утехи после успешного поджога. Для этого надо было отомстить её обидчикам, работавшим в военкомате. Парень в последний момент занервничал, засомневался, чем и привлёк внимание – поджога не состоялось, но суда и высылки после отбытия наказания ему теперь не избежать.

Кстати
В Петербурге проходит первый в истории судебный процесс по делу о диверсии. Весной этого года 22-летний юноша поджёг релейный шкаф перегоне ж/д станций Горелово – Красное Село. Ущерб оценили в 1566 рублей 87 копеек. За свои услуги поджигатель получил от неизвестных 10 тысяч рублей. Теперь ему грозит от 10 до 15 лет свободы.